Как Интернет вещей меняет бизнес-модели
Интернет вещей, одна из самых популярных сегодня технологий, медленно, но верно меняет нашу повседневную жизнь, неминуемо сказываясь и на бизнесе.
Поскольку Интернет вещей становится все более выгодным финансово и простым в применении, он ведет к фундаментальным изменениям в бизнес-моделях.
Чтобы монетизировать данные Интернета вещей, компании должны четко представлять его возможности и стратегию применения — с участием и спонсорством бизнес-лидеров
Неудивительно, что анализ больших объемов данных посредством впечатляющих новых технологий приводит к ошеломляющим выводам, однако лишьнезначительная их часть относится к B2B-сектору.
Руководителям промышленных предприятий, чья эффективность измеряется в долларах и центах, может быть трудно восхищаться битами и байтами, особенно учитывая, что до недавнего времени они были довольно пренебрежительны к большим объемам данных, навешивая на них ярлык феномена B2C.
Однако эта позиция меняется с приходом Интернетом вещей (Internet of Things, IoT): отныне компании, не способные обратить аналитику в свою пользу для достижения оптимальной производительности, теряют конкурентоспособность.
В новой реальности, продиктованной вездесущими сенсорными данными, компания либо должна сама поменять привычный курс, либо ей “помогут” в этом, и первоочередная задача руководителей бизнеса в том, чтобы ответить на два фундаментальных вопроса. Во-первых, какие новые бизнес-модели я должен внедрить, чтобы оставаться конкурентоспособным? И во-вторых, как я могу построить организационные структуры, способные осуществлять эти модели, объединяя корпоративные функции и бизнес-структуры с помощью внутренних подразделений?
Как вы заметили, ни один из этих вопросов не имеет отношения к технологиям. Почему мы не говорим о том, сколько миллионов устройств будут присоединено в ближайшие годы, как много места для хранения всех этих сенсорных данных нам потребуется или как быстро мы можем нанять наиумнейших специалистов по обработке и анализу данных?
Рассмотрим три самых важных изменения нашей индустриальной истории. Конечно, это истории технологических прорывов, но в еще большей степени это истории реализации возможностей.
В начале XIX века паровой двигатель сделал возможной индустриальную революцию, стимулируя новые производственные процессы, которые породили индустриальных магнатов, продающих доступные продукты в больших масштабах.
В середине XX века компьютеры сделали возможной научно-техническую революцию, создавая магнатов ПО, продающих доступные услуги в больших масштабах. А на пороге XXI века Интернет сделал возможной онлайн-торговлю и создал, наряду с самой сетью, магнатов соцсетей, преобладающих на сегодняшнем бизнес-ландшафте и продающих результаты обработки данных в больших масштабах.
Если — как многие утверждают — Интернет вещей является началом четвертой революции, к чему он приведет и какой новый класс магнатов появится?
Интернет вещей представляет собой постоянно растущий мир сенсоров и устройств, создающих поток “гранулированных” данных о нашем мире. “Вещи” включают в себя все — от датчиков окружающей среды, отслеживающих температуру или потребление электроэнергии, до “умных” бытовых приборов, дистанционного управления машинами и производственными линиями. Устройства всех типов управляемы онлайн и подсоединяются к сети.
Гиганты Интернета (людей) расцвели благодаря своей способности собрать каждый возможный кусочек информации о поведении и взаимодействии людей и использовать его для понимания и предсказания этого поведения.
Вооруженные этой информацией, Интернет-компании могут обеспечить себе существенный выигрыш, предоставляя оптимальные механизмы взаимодействия с пользователями.
Интернет вещей распространяет тот же самый принцип на устройства: производители могут собирать данные о том, как их продукты ведут себя и взаимодействуют друг с другом, и использовать их для понимания и предсказания их поведения в будущем.
Используя эти данные, компании могут оптимизировать производительность иизвлекать выгоду благодаря отлично отлаженному взаимодействию с пользователями.
Все чаще эти алгоритмы взаимодействия предоставляются как услуги, и пользователи платят за результат, а не физический объект, который его предоставляет. Это ключевое изменение к подаче продукта как сервиса лежит в основе многих IoT-проектов.
Этот концепт не совсем нов, конечно. Наиболее ярким примером является реактивный двигатель Power by the Hour (“мощность по часам”), принцип которого в 60-х годах прошлого века переняла компания Роллс-Ройс. Это не аренда, аконтракт с оплатой за результат, выгодно объединяющий интересы обеих сторон — как пользователя, так и производителя.
Мотивационными факторами для пользователя являются надежность сервиса, сокращение расхода капитала и точный прогноз затрат, интересы производителя — в минимизации риска конкуренции на вторичном рынке, надежном прогнозе доходов и сокращении риска коммерциализации продукта.
Общение с продуктами и устройствами, ставшее возможным благодаря Интернету вещей, делает эту модель привлекательной и для компаний, продающих оборудование куда более дешевое, чем реактивные двигатели. Нужен ли клиенту сжатый воздух, высокая грузоподъемность, копировальные услуги в офисе или любая другая услуга, предлагаемая сегодня как продукт, — гигантами завтрашнего дня станут инженеры (будь то по физике или вычислительной технике), способные использовать информацию для оптимизаиции своей производительности.
Новый магнат
Возможные последствия идут намного дальше того, как продаются продукты. Цитируя Джефа Иммельта из General Electric:
Промышленные компании автоматически вовлечены в информационный бизнес — хотят они того или нет.
Способность использовать данные сенсоров, которой теперь обладают производители, позволяет им изменить способ проектирования, обновления и поддержки используемых устройств. Результатом будет не только улучшенная производительность, но и абсолютно новая функциональность и уровни сервиса.
Джеф Иммельт был прав, говоря об информации, но сенсоры Интернета вещей выпускают данные потоком — большое количество данных, которые нужно проанализировать, чтобы получить полезную информацию. Аналитика — ключевое звено между наблюдением за операциями и оптимизацией производительности.
Умные, присоединенные устройства могут быть лишь настолько сообразительными, насколько им позволяет инструкция. Интеллигентное управление вещами зависит от эффективной “Аналитики вещей”.
Разработка продукта в большинстве индустриальных компаний происходит в эксплуатационных бизнес-подразделениях. Анализ и управление корпоративными данными — сфера центральной службы IT.
В слишком многих компаниях между этими двумя отделами — порядочная пропасть. У них нет доверия друг к другу, и усилия по объединению этих функций часто заканчиваются борьбой за власть.
Из-за необходимости связать Аналитику вещей с производственным процессом любая организация, рассчитывающая воспользоваться потенциалом IoT, должна найти способ перебросить мостик через эту пропасть.
Личная выгода и жажда контроля должны отойти на второй план, чтобы достичь более глобальных целей. Поэтому Интернет вещей в первую очередь представляет собой вызов бизнес-руководству — победит тот, кто обладает гибкостью, изобретательностью, способностью к адаптации и сотрудничеству.
Это вызов, который кто-то примет, а кто-то нет. Как в любой революции, здесь тоже есть риск неудачи. Будут как победители и проигравшие, так и те, кто не будет знать, к какому лагерю отнести себя, пока не станет слишком поздно.
Что все это значит?
Чтобы монетизировать данные Интернета вещей, компании должны четко представлять его возможности и стратегию применения — с участием и спонсорством бизнес-лидеров.
Помните, что сложность экосистемы данных и информации может потребовать сотрудничества с опытной командой по оказанию аналитических услуг, чтобы поддержать новые, выходящие на рынок модели.
Например, новые стратегии можно использовать для машинного обучения и прогрессивных техник аналитики при достижении автоматизации, или для глубокого понимании использования шаблонов, оказывающих влияние на дизайн, или для увеличения доли DevOps, или для мониторинга на предмет вероятного в будущем отказа частей системы, чтобы облегчить отлаженные бизнес-процессы.
Независимо от деталей организации должны предусмотреть постоянный контроль за активами, чтобы сделать возможными новые источники дохода и стратегии ценообразования, основанные на производительности и моделях оплаты по мере пользования вместо приобретения.
Системы раннего обнаружения и предупреждения, использующие предиктивный анализ, могут быстрее найти и исправить проблемы с машинами и устройствами. А контроль в режиме реального времени и анализ реальных активов позволяет компаниям вовремя получить ценную информацию и оперативно отреагировать.
Эти рекомендации выведены из реальных прецедентов. Компании, инвестировавшие в аналитику Интернета вещей, в результате получают значительную выгоду для бизнеса.
Steve Matthews, IoT practice director, business consulting, Teradata
Оригинал: http://www.information-age.com/it-management/strat...
Перевод: https://blog.noveogroup.com/ru/2016/08/iot-changin...