Широко распространенный в большинстве развитых
стран, стандарт GRI включает в себя четкие определения относительно
ограниченного набора ключевых параметров, в совокупности представляющих собой
цельную картину не только действий предприятий по сокращению негативного
экологического и социального воздействия, но и базовые параметры сложного
комплекса взаимовлияния основной деятельности предприятия с обществом и
окружающей средой. Происходит все более глубокая интеграция отчетности по устойчивому развитию в системы управления организациями — все чаще компании включают
данные отчетности по устойчивому развитию в традиционные ежегодные финансовые отчеты. Тем
самым экономическая деятельность рассматривается в более широком социальном и
экологическом контексте.
Расширение рамок анализа и практического
применения принципов и параметров отчетности по устойчивому развитию все более
последовательно воплощается в подходах не только международных общественных
организаций (таких как Международный Совет по Интегрированной Отчетности,
Всемирный Фонд Дикой Природы), но и лидирующих инвестиционных фондов (Doughty Hanson и др.),
а также консалтинговых и аудиторских компаний (PwC, KPMG). На сегодня можно
констатировать, что отчетность бизнеса в соответствии с принципами GRI стала
повседневной практикой большинства зарубежных компаний и отдельных предприятий. Постепенно
набирает обороты работа в этом направлении и в среде российского бизнеса. Однако
российская практика показывает, что работу по формированию отчетности в
соответствии с требованиями GRI ведут преимущественно крупные компании, причем
часто такая отчетность вызвана необходимостью соответствовать ожиданиям
инвесторов на международных биржах. Несмотря на свою кажущуюся простоту,
показатели GRI требуют глубокой аналитической проработки и отлаженной,
технически грамотной системы сбора и обработки данных внутри организаций.
Еще одно важное направление реализации
принципов GRI в практике успешных компаний ,
преимущественно зарубежных, составляет пакетная разработка на их основе презентационных материалов, демонстрирующих
приверженность принципам корпоративной социальной ответственности.
Актуальность таких работ постоянно возрастает и в России, по мере становления и
повышения ответственности российского бизнеса как агента международных рынков в
условиях необходимости соблюдения правил ВТО. Поэтому широкая и успешная
мировая практика в данном направлении заслуживает специального рассмотрения.
При всем многообразии стилевой и
содержательной направленности, применяемых форматов и используемых показателей, анализ
сложившихся подходов и многочисленных конкретных примеров позволил сформулировать
основные закономерности разработки таких публикаций. Прежде всего, это четко
прослеживаемая целевая ориентация. Среди доминирующих целевых групп, наряду с клиентами
и акционерами, в последние годы стали выделяться сотрудники самой компании,
что чрезвычайно важно с точки зрения реального улучшения процессов управления и повышения
корпоративной солидарности.
Системно разрабатываемый комплект
презентационных материалов, как правило, включает продукты разного уровня
восприятия и различающегося функционального назначения: от предоставления
детальных сведений для экспертного сообщества и, через экспертное мнение,
инвесторам, рейтинговым агентствам и другим структурам, имеющим интерес
относительно ценности активов предприятия — до формирования позитивного имиджа
в глазах широкой общественности и в управленческой среде. Что касается содержательных
аспектов, то в большинстве публикаций выявлена ориентация на использование
показателей отчетности
по устойчивому развитию , что вполне оправдано с позиции
унификации технологии разработки и процедур использования данных, а также для
подтверждения приверженности компании современным международным стандартам.
Наиболее широкий спектр использования и
функционального назначения, по общему мнению, имеют интернет-форматы. Сегодня
именно сайты стали базовым, связующим элементом эффективного блока публикаций —
не просто местом получения необходимой информации, средством формирования
благоприятного мнения о природоохранной деятельности предприятия, но и способом
создания и поддержания плодотворного диалога со всеми заинтересованными
сторонами. Применительно к российским компаниям принципиально важно наличие
равноценных версий на русском и английском языках, что способствует созданию и
поддержанию имиджа передового, глобально-ориентированного экономического
агента.
Работы по созданию действующей системы
показателей GRI на конкретных предприятиях и в пределах управляющих компаний и
промышленных групп крайне актуальны , поскольку
формируют информационную базу для стратегического планирования и текущего
управления по снижению экологических рисков, которые неизбежно сопровождают
любую производственную деятельность. При этом затраты на разработку и внедрение
GRI отчетности не столь велики, а сбор и аналитическая обработка первичных
данных не влекут существенного увеличения нагрузки на персонал предприятий.
Некоторые сложности лежат в сфере административного и организационного
обеспечения функционирования такой системы в штатном режиме. Между тем, при
соответствующей мотивации высшего менеджмента компаний, эти проблемы не имеют
критического характера. И очевидно, что изложенными направлениями не
ограничиваются те возможности, которые предоставляет GRI
отчетность по совершенствованию менеджмента в
направлении устойчивого корпоративного роста.