Грамотное экологическое проектирование
Концепция целей устойчивого
развития общества ориентирована на создание среды, которая не ущемляет права
будущих поколений, за счет создания инклюзивного богатства территорий,
улучшения качества жизни в постоянно изменяющихся экономических, социальных и
экологических условиях.
В связи с этим идеи
устойчивого развития создают предпосылки к появлению и развитию концептуально
новых подходов планирования территорий. Одна из ключевых задач устойчивого
развития — сохранение и поддержание окружающей среды, достойной человека, особенно
наименее защищенных социальных групп — женщин и детей. Это предполагает
приоритетность их интересов при планировании городского пространства. С таких
позиций озеленение улиц, организация парков, уютных дворов и игровых площадок
приобретают новый содержательный смысл. Особенно важно предоставлять детям и
молодежи достаточно возможностей для игр, поскольку в игре и благодаря игре они
познают социальный и материальный окружающий мир, учатся понимать и изменять
его. С помощью игры они познают свои возможности.
Нехватка экологически
чистого и безопасного пространства урбанизированных территорий ведет к усилению
контроля за детьми со стороны взрослых, ограничению пребывания на улицах и
возникновению ряда проблем. В основном, опасения родителей обусловлены
проблемами, связанными с увеличением дорожного трафика, уровня преступности,
загрязнения окружающей среды и др. В свою очередь сокращение пребывания детей
на воздухе вызывает у них явление «синдром дефицита природы», возникающее у
детей, имеющих ограниченный доступ к природной среде. Это ведет к повышению
уровня ожирения у современных городских детей и росту психических нарушений
здоровья.
Многие города испытывают
сложности в создании комфортной и дружелюбной среды. При этом существуют
различные примеры преобразования городского пространства. Так, в небольшой
части города Фукуока на юге Японии был создан школьный сад. Со временем он превратился
в биотоп и экосистему. Создание такого сада помогло детям во время игры узнать
о существовании различных экосистем, увидеть жизненный цикл растений и
наблюдать за изменениями в местной фауне.
Стоит отметить, что в
работе над созданием сада активное участие принимали учащиеся школы, многие их
идеи были реализованы.
Клайд-Уоррен-парк в
Далласе, штат Техас является отличным примером городского парка, построенного
над шоссе. Он очень быстро стал популярным местом отдыха у местных жителей, так
как в нем предусмотрены различные возможности времяпрепровождения: здесь расположены
детский парк с фонтанами, читальный зал, ресторан и лужайка для проведения
различных мероприятий.
Для детей, которые
пережили тяжелые психологические травмы в результате военных действий и
перемещений (миграций), живущих в лагерях беженцев по всему миру, создание
детских площадок очень важно. Они являются безопасным, стабильным и счастливым
пространством в хаотичном мире. Но возможность играть на детской площадке часто
остается несбыточной мечтой для многих детей-беженцев. Так в 2014 году фонд
«Kayany» совместно с Сообществом по вопросам развития при американском
университете в Бейруте, получил разрешение на строительство портативных школ
для детей-беженцев в Ливане. В рамках проекта уделяется особое внимание
строительству спортивных площадок, которые можно легко собрать и разобрать, они
выполнены из подручных материалов, находящихся в поселке.
В соответствии с новым
концептуальным подходом специалистами Научно-технического
центра «Ресурсы и Консалтинг» в рамках работы над «Планом действий
администрации Даниловского муниципального округа по рациональному
природопользованию и охране окружающей среды» была разработана и реализована
целевая программа «Зелёный Данилов — город для женщин и детей». Она составлена
на основе экспертного изучения структур города Данилова, специального обследования
и картографирования мест игр детей, а также изучения и обобщения мнений
специалистов и жителей города о проблеме озеленения и путях её решения,
высказанных в ходе заседания целевой рабочей группы в рамках работы по проекту.
На основе этих материалов были сформированы организационно-проектные
предложения по практическим работам.
Важно понимать, что
ландшафтное планирование должно охватывать «пять чувств» — не только зрение, но
и осязание, вкус, слух и обоняние. Экологическое проектирование
природно-антропогенных комплексов с учетом подходов устойчивого развития должно
ставить перед собой конкретные задачи и способы их решения. При этом работа над
такими проектами должна базироваться на междисциплинарном подходе с использованием
современных ГИС-технологий и методов специального комплексного моделирования.
Такие информационные платформы позволяют наглядно продемонстрировать риски,
вызванные растущей урбанизацией территорий, например, повышенным уровнем шума,
загрязнением атмосферного воздуха, уменьшением растительности, биоразнообразия,
изменением ландшафта. Использование ГИС-технологий поможет выбирать оптимальные
площадки будущих техно-природных систем, корректировать уже существующие
нагрузки на среду, выбирать наиболее приемлемые экологические, технические и
экономические варианты.
В то же время нельзя
полагать, что правильно организованный ландшафт поменяет восприятие мира
ребенком в целом. Изменить окружающее пространство — это первостепенная задача,
но она не решит проблему нехватки внимания к детям, и как следствие роста
детской преступности, жестокости. У таких детей сформированы абсолютно другие
ценности: взаимоотношения человека и природы они видят, как деятельность по
использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его
потребностей и интересов, что относится к направлению антропоцентризма.
Необходимо с ранних лет учить детей любить природу, оберегать её, заботиться о
ней, не нарушать целостность всего живого сообщества. Но добиться этого
невозможно, если в их окружении нет таких мест, где можно познавать природу.
Таким образом, при экологическом
проектировании инфраструктуры городов и поселений необходимо принимать
во внимание социальные потребности семьи, детей и пожилых людей. В основе
рассматриваемого гуманистического подхода к планированию территорий «Город для
женщин и детей» — решение социально-экологических проблем урбанизированных территорий,
создание городской среды, достойной человека. Он позволяет иначе взглянуть на
практику городского планирования, предлагает новые идеи для улучшения
пространства для игр детей в городе, формирует ощущение стабильного будущего и
дает хороший социальный и экологический эффект.
Источник: НТЦ «Ресурсы и консалтинг»