Трэш-менеджмент в аутсорсинговых КЦ. Часть 1
При этом, клянусь, раз в две недели до сих пор узнаю способ сделать в аутсоринге, да и в контакт-центрах вообще, нечто запредельно неправильное. В этой статье и ее следующих частях собраны только реальные примеры трэш-менеджмента, которые больше всего запомнились (для объективности, один раз я сам напоролся и не успел исправить ошибку). Очень хочу, чтобы уважаемые коллеги и представители заказчиков изучили этот материал.
Снято по реальным событиям. Пострадали люди, должности, бюджеты контракты. Пристегните ремни.
Термины
АКЦ — аутсорсинговый контакт-центр
Проект — задание заказчика, например, организовать горячую линию. Исторически так называется, хотя не является проектом в классическом понимании. Часто не имеет ограничений по срокам.
ПМ — проект-менеджер. Сотрудник АКЦ, ответственный за взаимодействие с заказчиком и координацию работ в интересах заказчика внутри АКЦ.
SLA — соглашение об уровне оказываемых услуг, приложение к договору между АКЦ и заказчиком, где прописаны все KPI проекта и цели по ним. Не путать с Service Level’ом, SLA — это документ, а Service Level — индикатор.
Не читайте договор, не интересуйтесь бюджетными ограничениями и не контролируйте расходы
АКЦ — 140 операторских мест, 3 года на рынке. Заказчик — крупная западная корпорация.
В начале переговоров о передаче исходящего телемаркетингового проекта в АКЦ заказчик обозначил доступный бюджет: 1.500.000 рублей в месяц, в договор условия внесли. Использовалась поминутная тарификация услуг.
Руководитель, который вел переговоры со стороны АКЦ, был в силу некоторых обстоятельств уволен и не передал эту информацию ПМ’у. То есть ПМ не знал ограничения по бюджету и сам не задал этот вопрос ни руководителю, ни заказчику. И, самое главное, договор не посмотрел. Кстати, совет: когда смотрите договор, убедитесь, что это актуальная версия со всеми приложениями. Я как-то видел случай, когда фирмы обменялись неактуальными оригиналами.
Заказчик со своей стороны не контролировал расход средств (а правильно — раз в 4 часа, ну, в крайнем случае — ежедневно). В конце первого месяца работ АКЦ выставил счет на 2.700.000 рублей, что существенно превышало возможности заказчика по его оплате и шло вразрез с договором. Результатом стали долгие суды, закончившееся полным разрывом отношений. И разницу пришлось вернуть.
А проблему можно было поймать в любой точке: при приемке управления проектом, при изучении договора, при ежедневном контроле расхода денег обеими сторонами. Назвонили, а ведь могли в детализацию вызовов два столбца ($ за работу операторов и за трафик) добавить и ничего бы не случилось.
Обещайте 100% звукозапись. У нас это любят
Заказчик внес в SLA требование обеспечить 100% звукозапись со штрафом за его невыполнение. При согласовании договорной документации представитель АКЦ не учел, что выполнить это требование в общем случае невозможно. Ни один из поставщиков программного обеспечения КЦ не гарантирует его 100% надежность и, соответственно, 100% звукозапись.
Поэтому ПМ не предложил изменить формулировку на более «мягкую»: например, о применении штрафов в случае, если доля потерянных записей превысит 0,05% от их общего числа. Несмотря на то, что система записи была прорезервирована, в результате технического сбоя было потеряно 11 звукозаписей (из ~40 000 состоявшихся за месяц разговоров).
При контроле работы АКЦ заказчик обнаружил этот факт и применил к АКЦ штрафные санкции в размере 22 000 рублей. Директор АКЦ принял решение вычесть эти средства из переменной части дохода ПМ’а, как сотрудника, который отвечал за согласование договора.