Это вторая часть нашего кейса, который посвящен запуску онлайн-курсов школы WINbd в 2022 году. С началом истории вы можете ознакомиться здесь . У нас за плечами портфель, набитый корпоративными программами и экспертизой по созданию курсов для руководителей. Рынок b2c дает нам возможность каждый день смотреть на свой опыт иначе и переупаковывать его в понятным каждому курсы и программы. Это крайне интересно.
Как мы подготовили слушателей? Важным этапом для старта онлайн-курсов стал запуск блока предобучения. Мы открыли его для всех студентов за 2 недели до начала основной программы. Это настоящий образовательный блок, не вытягивающий ресурсов из экспертов и студентов. Важный блок. Среди слушателей оказались молодые люди, предпенсионеры и специалисты из разных областей. Многие никогда не сталкивались с онлайн-образованием.
В блок предобучения мы включили материалы для знакомства с основной программой, уроки для погружения в профессию, инструкции по работе с Zoom, Google, документами, таблицами и рабочей тетрадью. Это помогло вывести всех слушателей на один уровень подготовки и заранее снять вопрос «куда я попал и зачем мне это нужно?» .
Еще до старта курсы мы познакомили менторов с участниками. Мы делились с ними историями успеха по трудоустроиству и показывали реальные кейсы — «Ваня смог». Процесс общения перевели в онлайн-чаты. Быстро, оперативно и открыто. Это помогло замотивировать слушателей в поиске работы и сразу сформировало доверительные отношения с менторами.
Как мы удерживали слушателей? Доходимость — большая боль любого образовательного процесса. Онлайн и офлайн не так важны, хотя уйти по-английски в онлайн-школе куда проще. Почти сразу мы столкнулись с тем, что часть слушателей не хотела продолжать обучение. Не все понимали, куда пришли. Удержать их нам помог блок предобучения.
Мы постоянно рассказывали слушателям о наших программах и курсах. До обучения выпускали посты с презентациеи компании, представляли команду, экспертов и менторов. На лендинге проекта мы разместили видео с экспертами, которые рассказывали о программе. Там же проводили промо-вебинары с ними. Ответ на вопрос «что я здесь делаю?» мы давали еще до старта самих программ.
Залог нашего успеха — команда. Мы наняли в проект вовлеченных и мотивированных кураторов и администраторов. На них легла коммуникация со слушателями. Они стали важной частью общеи оценки курса и выполнения показателеи доходимости и трудоустроиства. Каждый слушатель знал куда может прийти с вопросом или жалобой на то, что ничего не успевает.
Уже после запуска курсов мы начали иначе смотреть на работу с обучающимися. Слушателей программы «Бизнес на Wildberries» мы разделили на категории. Буквально — отличники и двоечники. Распределили их между кураторами для «дотягивания» и помощи. Каждого куратора мы фокусировали на однои категории и одном алгоритме работы. Студентов-двоечников стали объединять в пары, чтобы им было проще выполнить домашние задания, которые они не сделали вовремя.
Удержать слушателя на курсе, если ему не интересен материал — очень сложно. Скучно может стать, потому что программа легко усваивается или из-за того, что задания от преподавателей кажутся тратой свободного времени. Эту проблему мы решили удачно сконструировав все домашние задания. Дали слушателям посмотреть на них с другой стороны.
Мы организовали практическую работу так, чтобы каждое упражнение основывалась на реальных задачах, которые должны выполнять специалисты на той или иной должности. Выполненные домашние задания в итоге собирались в полноценный кейс для портфолио.
Все это помогло нам удержать слушателей, которые могли бы покинуть обучение из-за большой нагрузки или плохой успеваемости.
Что хочется переосмыслить в 2023 году? Думаем пересмотреть принцип распределения кураторов на потоки. Например, ставить одну пару сотрудников (куратор + технический администратор) на 1 поток. Это поможет им лучше концентрироваться на проблемах студентов и эффективнее решать их вопросы. Стоит разводить студентов 1 потока по разным онлайн-чатам. Например, создав отдельные диалоги для обратной связи, технических вопросов и обсуждения домашних заданий. Потоки с большим количеством студентов показали, что один чат быстро превращается в неконтролируемый список обсуждений, который не успевают обрабатывать менторы. В итоге снижается общая оценка курса. Даже в онлайн-школе находится место сложным категориям студентов. Одни — отстают, другие — плохо идут на контакт. Наличие отдельного куратора для работы с такими учениками помогло бы удерживать учеников и получить больше обратной связи. Если оставить эту задачу на кураторе группы, ему просто не хватит времени на всех. Хотим продумать дополнительную мотивацию для участников, которые доходят до конца курса. Это могут быть стажировки, индивидуальные консультации с экспертами, учебные материалы или промокоды. Цель все та же — удержать максимальное число студентов. Как мы трудоустраивали слушателей? Наша задача — не только обучить, но и способствовать трудоустройству слушателей. Речь не о том, чтобы вести людей за руку к работодателю и передавать их документы в отдел кадров. Помощь в трудоустройстве подразумевает сопровождение человека, который должен найти варианты работы и самостоятельно сделать свой выбор. Новые знания, опыт и кейсы в портфолио должны ему в этом способствовать.
Чтобы помочь участникам в поиске работы, мы проводили дополнительные мероприятия. Мы организовывали карьерные консультации для студентов, запускали вебинары с презентациями кейсов экспертов и менторов, организовывали онлайн-трансляции с выступлениями реальных выпускников. Мы постоянно собирали и публиковали списки актуальных вакансий и каналов для поиска работы.
Часть мероприятий были прописаны в рамках программы изначально. Их оказалось недостаточно. После окончания программы, мы постоянно собирали обратную связь от учеников. Общались с ними индивидуально и в групповых чатах, которые сохранили для каждого потока. Выпускники сами подавали идеи для общих встреч. Например, чтобы пересмотреть их резюме перед собеседованиями.
Также мы запустили несколько программ стажировок. Успешные слушатели даже с минимальный опытом могли попробовать себя в работе в настоящих компания. Всего были запущены три модуля стажировок.
стажировки с компаниями-партнерами после обучения для лучших выпускников; стажировки совместно с Центром карьеры ТГУ— оплачиваемые стажировки с условием открытия Самозанятости; модуль «Стажировка» внутри программы «Project-менеджер в IT».
Чтобы организовать стажировки мы пошли с прямыми запросами к компаниям-партнерам и экспертам, которые преподавали лекции в наших программах. Интерес компаний, которые соглашаются брать к себе выпускников всегда личный. Так они могут разгрузить собственные команды и передать часть задач стажерам. В процессе стажировки они могут почувствовать потребность в новом сотруднике и взять человека в штат. Для выпускников стажировка — возможность дополнить свое резюме и портфолио релевантным опытом по специальности, которую они только что освоили.
Отзывы участников стажировок
И чего в итоге добились? Запуск онлайн-курсов как плавание. Можно сесть в лодку и грести до ближайшего берега. Уже новый уровень. Чтобы доплыть до конечной точки приходится пробиваться сквозь штормы. Если ничего не менять — можно потерять всю команду. Если постоянно меняться — можно добраться до конца с меньшими жертвами.
Можно было просто запустить образовательные программы и довести потоки до выпуска. Тогда KPI мы бы выстрадали всей командой или просто не добились результатов. Иногда менять структуру курсов, направление лекций и систему мотивации слушателей на ходу — правильное решение. Мы вовремя реагируем на обратную связь и поэтому к финалу проекта смогли добиться таких результатов:
Средняя оценка удовлетворенности участников по всем программам — 9,4 балла из 10. Более 75% выпускников нашли работу. Привлекли 12 экспертов и 16 менторов, с оценкой от участников 9,7 баллов из 10. География слушателей курсов — вся Россия: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Крыма. Говоря на языке результатов — все требования партнеров выполнили. Целей собственной команды тоже добились. Теперь, помимо экспертизы в обучении топ-менеджеров и управленцев мы имеем в портфеле еще один отличный кейс по обучению b2c-клиентов.
Мы часто указывали на то, что хочется переосмыслить в 2023 году. Не просто так. Сразу после завершения прошлогодних программы было принято решение, что работу с b2c-аудиторией стоит продолжать. Обратная связь показала, что слушатели хотят проходить обучение и по другим программам. Часть слушателей хотят не просто продолжать свое профессиональное развитие, а делать это именно в команде экспертов и преподавателей WINbd.
На календаре 2023 год. У нас новые требования, критерии и показатели KPI. В этом году мы приняли решение основательно выходить на b2c-рынок. Уже существующие у нас образовательные программы и курсы мы упаковали под брендом «Онлайн-школа WINbd». Для обычного человека это значит, что теперь он может непрерывно учиться по разным направлениям у экспертов, которые долгие годы были вовлечены в работу с российскими управленцами, холдингами и компаниями.
В этом году мы также продолжим работать с партнерами в рамках проекта «Содействие занятости». Результаты прошлогоднего запуска были высоко оценены в рамках федерального проекта.
Что мы переосмыслили и готовы сделать в 2023 году? Уже ведем поиск новых партнеров и компаний, которые готовы привлекать студентов и выпускников к практической работе. Речь не только о стажировках, но и возможности прокачивать софтовые навыки прямо во время курсов. Создаем новые инструкции по всем сервисам, которые студенты активно используют во время обучения. Разрабатываем дорожные карты для участников каждой программы, чтобы они понимали какой путь им нужно прости и с какими результатами. Рассчитываем, что это увеличит процент доходимости студентов и поможет им сохранять мотивацию на протяжении всего курса. Планируем четко отслеживать показатель Transformation Rate — изменения студентов в процессе обучения. Он влияет на доходимость и вовлеченность учащихся. Для нас это хороший детектор того, насколько учебные программы сбалансированы и доступны для всех категорий. Готовы повысить показатели трудоустройства выпускников до 85%. Уже расширяем имеющиеся программы на основе инсайтов прошлого года. Готовим к запуску курсы по новым направлениям. Конечно, добиться таких результатов с нуля было бы сложно. Нам помогли многолетний опыт работы с корпоративными клиентами и огромный портфель запущенных программ и онлайн-курсов за плечами. Если вам интересно узнать, как мы формировали образовательные программы для слушателей и как наша онлайн-школа вышла на b2c-рынок — подписывайтесь на этот блог и читайте первую часть кейса.