Проблемы с цепями
поставок и сложности в получении необходимых объемов аккумуляторов замедлят
распространение электромобилей в целом. Такое мнение высказал Илон Маск в ходе
отчетной телеконференции по финансовым показателям Tesla за первый квартал 2022 года.
Tesla — одна из многих
производителей электрокаров, пострадавшая от сбоя поставок в связи с дефицитом
лития, ключевого компонента для производства аккумуляторов. Тем не менее, такие
же проблемы наблюдаются и в смежных отраслях — например, у производителей
солнечных батарей, их производство и внедрение тоже в значительной степени
отстает от более ранних радужных прогнозов.
В целях диверсификации
Tesla старается использовать
аккумуляторы разного химического состава, и около половины выпущенных в первом
квартале моделей электромобилей оснащены литий-железо-фосфатными аккумуляторами
без содержания не менее дефицитных кобальта и никеля.
Несмотря на увеличение
запаса аккумуляторов на производстве, этого недостаточно для удовлетворения
спроса на электрокары. Напомним, в январе 2022 года Илон Маск уже говорил о
негативном влиянии сбоев в цепях поставок на бизнес компании. Так, он объявлял
о том, что Tesla не представит в 2022 году новые модели своих электромобилей
из-за ограничений в поставках чипов.
Сейчас же, по словам
Маска, дефицит лития становится основным сдерживающим фактором для наступления
будущего устойчивой энергетики. Кроме того, в данный момент литий оказывает
максимальное влияние на ценообразование готовой продукции, утверждает он.
При этом дело не в
истощении природных запасов лития, а в отсутствии необходимых обогатительных
мощностей, уверен Маск. Он призвал предпринимателей заняться добычей и обогащением
лития для аккумуляторов, пообещав самую высокую доходность и сравнив этот
бизнес с печатаньем денег.
«Предвижу что-то вроде золотой лихорадки вокруг лития следующие год-два» Мортен Лунд, Stoel Rives
Мортен Лунд из юридической
фирмы Stoel Rives, специализирующийся на энергетическом секторе, в комментарии
американскому изданию об управлении цепями поставок SupplyChainDive подтвердил, что цены на литий выросли в
результате бурного развития индустрии электромобилей, однако расценивает это
явление как временное, по аналогии с ситуацией дефицита кремния, от которого в
недавнем прошлом страдала солнечная энергетика. Неожиданная популярность
солнечных батарей обнаружила недостаточность производства кремния. Тем не
менее, через три года после того, как недостающие мощности были введены в эксплуатацию,
цены резко упали, вспоминает Лунд.
То же с литием.
Электромобили прочно вошли в нашу жизнь, и это делает возможные инвестиции в
добычу лития оправданными, говорит Лунд. «Предвижу что-то вроде золотой
лихорадки вокруг лития следующие год-два... и это обвалит цены на литий, что, в
свою очередь, подстегнет дальнейшее развитие производства аккумуляторов и
электромобилей», — утверждает эксперт.