Прежде всего, особое внимание было уделено первым итогам
применения участниками транспортного рынка электронных
перевозочных документов и разным аспектам функционирования государственной
информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) , разработка которой, как подчеркнул в своем выступлении
заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, запущена в ответ на запрос рынка .
Представитель Минтранса, замдиректора департамента цифрового
развития Ян Комаха рассказал о работе по подготовке нормативной базы для функционирования ГИС ЭПД: за период с 2018
года выработаны и приняты 2 федеральных
закона, 3 правительственных постановления и 3 подведомственных акта ,
обеспечивающих оборот электронных перевозочных документов.Форум ЭДО-2022. Ян Комаха (Минтранс) о подготовке нормативной базы для ГИС ЭПД. Фото ОТК "ЮниТранс
ГИС ЭПД начала работу 1 сентября 2022 года, в ней пока
доступно формирование 3 электронных документов:
электронной транспортной накладной (ЭТрН), электронной сопроводительной ведомости, электронного заказ-наряда. В 2023 году к ним прибавятся электронный путевой лист,
договор фрахтования и электронный заказ (заявка), а в дальнейшем —
спецразрешения и международная накладная.
Неповсеместное
покрытие территории России телекоммуникационной связью и доступом в интернет не должно стать
препятствием для применения ЭПД. Именно с учетом этих реалий решено реализовать
функционал контроля на дорогах через интерфейс динамического QR-кодирования , допускающего
отсутствие интернет-подключения в момент проверки транспортной документации: при
считывании QR-кода на
планшете инспектирующего сотрудника будет отображаться базовая информация о
перевозке в формате транспортной накладной для сверки по атрибутивному составу.Фото: Форум ЭДО-2022. Анастасия Карандашева (ЗащитаИнфоТранс) о реализации проверки ЭПД . Фото ОТК "ЮниТранс
По заверениям представителей власти, алгоритмы проверки QR-кодов были донесены до личного состава Ространснадзора
и МВД РФ , осуществляющих контроль на дорогах, и отработаны во всех
субъектах РФ в ручном режиме. Тем не менее, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» пока не
располагает информацией о фактах и результатах проведения таких контрольных
мероприятий на дорогах.
Отвечая на вопрос о сроках перевода электронных перевозочных
документов в разряд обязательных, Дмитрий Баканов заверил, что на текущем этапе
оформление перевозочных документов в электронном виде — скорее возможность упростить ряд процедур . Об
обязательности ЭПД можно будет говорить только после полной обкатки системы, итоги
которой подведут в конце 2023 года .
В перспективе же электронный документооборот будет последовательно введен на всех видах транспорта , включая
мультимодальные перевозки.
Тем временем, крупный
бизнес в вопросе перехода на ЭПД зачастую занимает выжидательную позицию . Это верно даже по отношению к гиганту
ритейла Х5 Group, который
принимал участие в пилотном проекте применения ЭПД со своим автопарком в 4200
транспортных средств. По признанию начальника управления по взаимодействию с
органами государственной власти X5 Group Артура Гафарова, в компании с
нетерпением ждут от разработчиков системы решения ряда технических и
юридических вопросов, чтобы внедрить полностью готовое, обкатанное решение. Бизнесу
с миллионным ежемесячным количеством автомобильных отправок на внедрение
электронных перевозочных документов потребуется не менее полугода — поэтому хотелось бы масштабировать уже максимально финализированный продукт ,
подчеркнул он.
По этой причине в авангарде внедрения ЭПД может оказаться
малый и средний бизнес как более гибкий и менее инертный, готовый динамично
реагировать на текущие изменения. Но для этого, по мнению участников дискуссии,
необходимо сделать переход на работу с ГИС ЭПД максимально простым, быстрым и малозатратным .Форум ЭДО-2022. Ольга Федоткина (ЦТЛ) об архитектуре ГИС ЭПД . Фото ОТК "ЮниТранс
В целом участники мероприятия сошлись во мнении о
необходимости дальнейшей доработки разных аспектов ЭДО и, в частности, ГИС ЭПД
с учетом текущей практики ее применения в добровольном порядке и при активном
участии бизнеса.
«Как участники транспортного рынка мы ожидаем от внедрения
системы ЭПД не только удобства и
скорости взаимодействия между сторонами перевозочного процесса, но и повышения безопасности транспортировки
и сохранности груза при перевозке,»
— подчеркнула по итогам форума директор департамента взаиморасчетов ОТК
«ЮниТранс» Светлана Кислинская.
С одной стороны, электронное взаимодействие поможет
дальнейшему «обелению» рынка автоперевозок, будут отсекаться лазейки для
применения различных мошеннических схем и хищения грузов.
С другой стороны — информация, поступающая в ГИС ЭПД, может
использоваться для организации быстрого и удобного онлайн-сервиса страхования грузов и ответственности перевозчика . Уверены, что реализация такой возможности
значительно повысила бы востребованность услуг страхования при грузовых
автоперевозках в условиях жестких сроков доставки, не оставляющих лишнего
времени на оформление дополнительной документации.