Как подготовить стартап к запуску и не облажаться
За сутки до запуска
На часах было около 8 вечера, мы сидели в конференции в скайпе и разговаривали о том, как будем запускать сервис, что скажем, что еще необходимо подправить, сверяли по спискам правок и доработок проведенные работы, чистили базу данных, надеялись, что все пройдет удачно. Мы попросили пару наших друзей помочь нам протестировать сервис и выловить возможные баги перед релизом... Баги не заставили себя ждать — приложения не компилировались, творилось вообще непонятно что, появлялись различные ошибки, не буду вдаваться в подробности, но создалось такое ощущение, что мы провалим запуск, вся наша аудитория разбежится, а мы станем худшим стартапом года.
Всю ночь мы сидели и правили баги, вылеты и ошибки. Кто-то скажет: "А что раньше нельзя было протестировать?", — конечно, он будет отчасти прав, но в свое оправдание скажу, что мы и подумать не могли о том, какие баги возникнут и по какой причине. К примеру, возникла ошибка, когда наш друг попробовал скомпилировать приложение с иероглифами — 丽娜. Вот как отловить такое? И подобных ошибок, доработок и различных мелочей было большое количество.
Мы просидели в скайпе около 20 часов, мозги к концу кипели, нервная система была расшатана. В один из моментов прозвучала фраза: "Ну вроде все баги поправили" — мы нервно смеялись пару минут, пока не обнаружился новый баг. И так примерно все 20 часов без перерыва.
Около 16:00 по мск. были поправлены все критичные ошибки — основной функционал стабильно работал, можно было запускать сервис и приглашать пользователей. Через полчаса я отправил первые инвайты для регистрации нашим альфа тестерам.
Знаете, я вот думал, что сделаем сервис, запустим, порадуемся, выпьем по бокалу шампанского и всё будет хорошо. За 10 минут, до отправки инвайтов мы все были согласны на полном серьезе, отказаться от нашей задумки и закрыть сервис, настолько мы волновались — "А вдруг не пойдет?".
Пошло
Как бы странно это не звучало, но после рассылки инвайтов и первых регистраций мы не увидели шквал критики, луч с небес не озарил нас, а дата центр, в котором стоят наши сервера, не сгорел. Всё это наполняло позабытым легким чувством эйфории от собственного успеха. Мы корпели над сервисом 5 месяцев и вот, наше творение увидело свет, как же это круто!
Пользователи продолжали регистрироваться, приложения компилироваться, а мы работать :( Мы получили и до сих пор получаем хороший фидбек от наших тестеров, обнаружили проблемные места, услышали их пожелания по дополнительному функционалу, и самое главное, начали для себя осознавать, что всё только начинается. Уже на данный момент мы имеем следующие показатели:
- 20 альфа тестеров
- 212 скомпилированных приложений
- 7 багов выявлено и исправлено
- 1 фича реализована и ожидает заливки на боевой сервер
- 2 новых шаблона, готовятся к интеграции в сервис
Небольшой итог
- Выделите достаточно времени на тесты до релиза вашего продукта
- Не бойтесь выпускать свой продукт в свет, пока не отпустите его, не сможете понять действительно ли он так плох или хорош
- В первые недели сосредоточьтесь на получение фидбека от ваших пользователей, будьте вежливы с ними
- Совершенствуйте свой сервис, исправляйте баги и не бойтесь извиняться за свои промахи
- Проводите небольшую рекламную компанию до релиза вашего продукта, чтобы сформировать начальную аудиторию, от которой вы получите свои первые отзывы
- Нет ничего страшного в том, что не весь дополнительный функционал реализован или не хватает каких то второстепенных фич
- Спокойней относитесь к негативному фидбэку отдельных личностей ("Продукт фигня, вы скоро разоритесь"). Подобное высказывание одного человека может задизморалить всю команду, сильно действует на нервы.
На этом всё!
Если у вас остались какие либо вопросы, то задавайте их в комментариях, пишите на почту, всем отвечу :)