История Сбербанка — главные вехи
История Сбербанка — путь от советских сберкасс до финтех-компании
Если остановить на улице жителя России и задать вопрос, когда появился Сбербанк, многие затруднятся с ответом. Кажется, что банк существовал всегда: представители старшего поколения прочно связывают его с советскими сберегательными кассами, а поколение нулевых с детства помнит зеленый логотип. В статье расскажем, кто основал Сбербанк и как вышло, что сберкассы трансформировались в одну из самых передовых финтех-компаний России.
Немного об истории создания Сбербанка
Так все-таки кто создал Сбербанк? Точный ответ можно дать, обратившись к истории сберегательного дела. В России начало ему положил Николай I, подписавший Указ об учреждении сберкасс в 1841 году. С этого момента представители любых сословий могли положить даже небольшие накопления под проценты, тогда как ранее такие услуги были доступны только людям, располагавшим значительными средствами.
Однако события столь далеких дней имеют опосредованное отношение к истории Сбербанка в его современном виде. Хотя сберегательное дело успешно развивалось и после революции, сберкассы мало чем напоминали коммерческую структуру и работали под строгим контролем государства. Первые шаги к самостоятельности банк сделал только в конце 1980-х годов, в связи с изменением экономического курса и переходом на самоокупаемость.
Сегодня на вопрос, когда был основан Сбербанк, можно дать однозначный ответ — 22 марта 1991 года. Именно в этот день состоялось общее собрание акционеров, юридически закрепившее статус организации как публичного акционерного общества. Главным результатом этого шага стала экономическая самостоятельность, недоступная советским сберкассам. В уставе подчеркивалась независимость банка от государственной власти, но с весьма значительной поправкой — в соответствии с законом РСФСР «О банках и банковской деятельности» собственником контрольного пакета акций становился Центральный банк.
Первые шаги
Когда Сбербанк стал ПАО, экономика России находилась в глубоком упадке. Начало 1990-х годов было ознаменовано бешеной инфляцией. В этой непростой ситуации Сбербанк выдавал кредиты населению и малому бизнесу под низкий процент, значительно отстававший от инфляции, что было обусловлено социальной направленностью банка.
В этот период появились первые пластиковые карты и банкоматы, а с 1993 года клиенты банка начали получать смс-оповещения о проведенных операциях. Кризис 1998 года практически не коснулся Сбербанка — один из немногих, он продолжал выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами и смог сохранить всю сеть отделений.
В результате Сбербанк закрепил статус банка, которому можно доверять. В послекризисные годы это благотворно повлияло на рост клиентской базы. Уже в 1999 году банк приступил к созданию собственной эквайринговой сети, набирали популярность карты Visa, Maestro, Mastercard. Сегодня кажется удивительным отсутствие возможности рассчитаться картой, но тогда установка даже 500 терминалов стала большим достижением организации.
В 2000-х годах банк стал лидером российского финансового рынка. В этот период истории Сбербанка появилась такая форма кредитования, как ипотека. В крупных российских городах открывались центры, где люди могли не только получить кредит на покупку жилья, но и воспользоваться услугами риэлторов, юристов и страховых агентов. Активно развивался институт зарплатных проектов, вырос масштаб валютно-обменных операций. В 2007 году британское издание The Banker поставило Сбербанк на первое место рейтинга крупнейших банков Центральной и Восточной Европы.
Новая история Сбербанка
Сегодня на вопрос, кто создал Сбербанк заново и превратил учреждение в передовую финтех-компанию, ответ очевиден — Герман Греф. Спустя пятнадцать лет его влияние на трансформацию крупнейшего банка страны нельзя недооценить. В момент прихода нового руководителя в 2007 году организация лидировала по всем финансовым показателям, поэтому в необходимости нового курса ключевых акционеров пришлось долго убеждать.
Как истинный перфекционист, Герман Греф задался целью поднять вверенный ему банк на уровень лучших мировых финансовых институтов. Для этого требовалось многое поменять, такие глобальные реформы проводились впервые в истории Сбербанка. Всего за несколько лет были полностью перестроены:
- система выдачи кредитов;
- организационная структура;
- технологическая платформа;
- продуктовая линейка;
- клиентский сервис;
- корпоративная культура.
Появление свободных от бюрократии услуг и новых розничных продуктов привлекло в Сбербанк волну клиентов. Уже в 2008 году владельцы карт смогли воспользоваться первой версией онлайн-банкинга, а в 2011-м — было выпущено приложение Сбербанк Онлайн. Слоган Сбербанка «Всегда рядом» приобрел совершенно другое звучание — все банковские услуги оказались даже не в соседнем доме, а на экране мобильного телефона.
Цифровая платформа Сбера
Последующие годы в истории Сбербанка были ознаменованы активным внедрением высоких технологий и новых услуг. Компания много вкладывала в собственные разработки, реализовывала социальные и образовательные проекты. Ключевым событием стало принятие в 2018 году новой стратегии развития, направленной на увеличение доли нефинансовых сервисов.
Сегодня Сбер — это целая экосистема, объединяющая несколько десятков сервисов. Значительная часть из них представляет собой продукты собственной разработки. С помощью единого Сбер ID клиент может приобрести товары на маркетплейсе, заказать доставку продуктов или еду из ресторанов.
Финансовые услуги компания оказывает под брендами СберБанк и СберБизнес, при этом стабильность компании гарантирована государством. В 2020 году ЦБ передал контрольный пакет акций ПАО в собственность Правительства РФ, поэтому можно с уверенностью утверждать, что Сбербанк навсегда закрепил за собой звание самого надежного банка России.