Разновидности геймификации Главная задача геймификации — завлечь и удержать участников в процессе для достижения какой-либо цели. Например, мотивировать сотрудников на участие в профессиональных конференциях, покупателей — на совершение новых покупок, а студентов — на продолжение обучения. Выделяют три вида геймификации:
Внутренняя. Нацелена на сотрудников и помогает повысить показатели эффективности одной команды или всего коллектива. Поможет сплотить людей, увеличить объём продаж или улучшить клиентский сервис. Внешняя. Работает на клиентов или пользователей, повышает узнаваемость бренда или продукта, привлекает новых клиентов и повышает лояльность постоянных, увеличивает доход компании. Меняющая поведение. Здесь речь идёт о социальных задачах и формировании новых привычек, поэтому такая геймификация может быть применена к любым участникам — сотрудникам или клиентам. Таким образом, геймификация наделяет действия смыслом и придаёт им значимость, мотивирует на преодоление трудностей и достижение результатов, влияет на ощущение удовлетворённости от процесса.
Принципы работы геймификации Геймификация может быть разной, в зависимости от задачи. Но, как и любая игра, она базируется на конкретных психологических элементах.
Мотивация. Чтобы мотивировать игрока продолжать игру, каждое его действие должно подкрепляться бонусом. Именно так работают программы лояльности и система кешбэка: чем больше тратите, тем больше получаете.
Конкуренция или сотрудничество. Чем выше статус, тем больше признание, именно поэтому люди стремятся быть лидерами в рейтингах, повышаться в должности или менять статус бонусной карты с менее на более высокий. Или объединяться для достижения цели и участвовать в акциях «Приведи друга», получая бонус за привлечение новых клиентов.
Вознаграждение. Базовые инструменты поощрения со временем теряют ценность. Так, зарплата больше не мотивирует сотрудников, а ученикам уже недостаточно простых оценок. Результат предсказуем и, более того, никак не ранжируется: за задачи разной сложности участник получает одну и ту же награду. Нужно внедрять дополнительные вознаграждения, соответствующие интересам аудитории: накопительные баллы, временные привилегии и так далее.
Примеры геймификации в маркетинге Рассмотрим примеры геймификации, которую можно встретить чаще всего, — на сайтах товаров и услуг. Это могут быть карточки или печенье с предсказаниями, видеоигры из детства («Тетрис» или «Змейка»), различные тесты и опросы, головоломки и праздничные розыгрыши. Применяя игровые механики, можно решить различные бизнес-задачи:
получать информацию о пользователях в обмен на какое-либо вознаграждение; повышать конверсию продаж, ведь скидки и бонусы мотивируют на совершение целевых действий; увеличивать частоту покупок с помощью ежедневных или еженедельных заданий с призами; поддерживать интерес новыми заданиями и удерживать пользователей на сайте; повышать средний чек, например, когда для получения награды необходимо оформить заказ из конкретных товаров или на определённую сумму; внедрять программы лояльности. Геймификация — это эффективный инструмент практически для любой сферы деятельности, и её реализация может быть разной в зависимости от цели применения: привлечь новых пользователей, повысить лояльность постоянных клиентов, увеличить продажи, оптимизировать внутренние процессы и добиться хороших результатов.
Используйте игры для решения ваших бизнес-задач, чтобы пользовательский опыт аудитории был вовлекающим и интересным, а ваши показатели выше.