Так ли страшна блокировка счета по 115 фз в Сбербанке, как пишут в отзывах?
Как все случилось
Я начинала как домашний кондитер и долгое время работала как самозанятая. Сейчас понимаю, что это как раз меня и подвело. Со временем бизнес разросся, сейчас у меня небольшая кондитерская со стабильным потоком клиентов. Одновременно с расширением бизнеса я зарегистрировала ИП, открыла расчетный счет в Сбере. 115 фз, как мне казалось, никак меня не касался.
В первые месяцы я работала, как привыкла. Терминал на кассе я поставила, но оплату от старых клиентов принимала на личный счет, особенно если это были предзаказы. Кроме того, при отсутствии денег на бизнес-счете переводила деньги поставщикам за продукты со своей карты. Но доходы я строго учитывала для налогообложения, бизнес вела легально, абсолютно все счета у меня были открыты в Сбербанке. Казалось бы 115 фз тут даже не пахнет, но...
В один «прекрасный» день мне заморозили ВСЁ. То есть я не могла пользоваться ни своей картой, ни расчетным счетом. Оказывается, я не обратила внимания на запрос от Сбера по 115 фз, и мои платежи ограничили. Такое письмо присылают, если видят непрозрачные движения по счетам.
Что дальше
Состояние было шоковым, потому что работа фактически остановилась. Почитала отзывы о том, как работает 115 фз в Сбербанке и пришла в ужас. Люди писали, что легче расторгнуть договор, а деньги вывести на счет в другом банке. Однако не факт, что это получится. Если тебя заподозрят в отмывании денег, то внесут в черный список банков, и тогда о бизнесе можно забыть!
Позвонила в банк по горячей линии, и там мне посоветовали обратиться на отдельную линию, где помогают решить вопросы со 115 фз. В Сбербанке такие консультации дают бесплатно всем. Позвонила туда и попала на очень компетентного и приятного специалиста Ольгу, которая сразу подняла мои операции и объяснила мне, что я делала не так.
- Использовала личную карту для бизнес-расчетов — предприниматели не имеют права этого делать.
- Принимала наличные деньги и вносила их на расчетный счет — все платежи должны идти через эквайринг или QR-код.
- Оплачивала поставки продуктов, но не брала подтверждающих документов — я плачу налог с доходов, поэтому мне казалось это лишним.
- Не прописывала назначение переводов, поэтому банку было неясно, куда идут деньги.
Если вы узнаете себя, знайте — результатом таких действий вполне может быть блокировка счета по 115 фз не только в Сбербанке, а в любом банке вообще. А вот с отзывами, где говорят, что проблему нельзя решить, я не согласна. Ко мне отнеслись более, чем лояльно.
Чем все кончилось
Специалисты по комплаенс помогли мне составить письмо с объяснениями, даже проверили содержание и дали несколько подсказок. Какие-то документы мне удалось найти и приложить к письму.
Счет разблокировали, но на рассмотрение документов ушло десять дней. Все это время кондитерская работала только за наличный расчет, а я находилась в жутком стрессе.
Всем ИП советую не смешивать бизнес-счет и личную карту. Как мне объяснили, банк воспринимает это как нарушение договора на обслуживание, а переводы без пояснений расценивает как подозрительные. Ну и не воспринимайте блокировку как конец света.
В случае со 115 фз в Сбере мне дали второй шанс под твердое обещание более так не поступать!