Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Команда Plerdy подготовила для вас интересную статью-аудит на примере сайтов Google Store и Apple.
Из чего состоит юзабилити веб-сайта?
Чтобы понять, за что конкретно отвечает юзабилити, следует изучить список требований, которые ставятся перед веб-ресурсом::
Доступность. Насколько пользователям удобно выполнять базовые действия, когда они впервые встречаются с ресурсом?
Эффективность. Как только пользователи освоились с сайтом, как быстро они могут достичь цели, с которой пребывают на сайте?
Запоминаемость. Если пользователи покинут сайт, а потом вернутся через какой-то период времени, то как быстро они восстановят в памяти последовательность необходимых для их задачи шагов?
Вероятность ошибки. Как много ошибок допускают пользователи на пути к целевому действию и насколько каждую ошибку можно сразу же исправить?
Удовлетворительность. Насколько процесс использования веб-сайта приятен сам по себе?
Эти задачи формируют требования к сайту с хорошим юзабилити. Вместе все требования можно объединить в три характеристики, которые описывают понятие хорошего юзабилити:
Информативность. Насколько исчерпывающая информация на сайте;
Удобство. Речь идет о том, насколько просто и приятно пользоваться веб-сайтом;
Эффективность. Достигает ли пользователь своей цели, с которой он посетил веб-ресурс?
Значение юзабилити для сайта
Если подводить важность юзабилити, то эта характеристика оценивает способность сайта обслужить потребности посетителя.
У бизнеса есть цель — предельно быстро и в полной мере удовлетворить потребности клиента. А, по возможности, их превзойти. Это — основа современной конкуренции. Если пользователь доволен — он будет готов вернуться. Для того, чтобы он захотел принять решение о покупке, и сделать это повторно, он должен чувствовать удовлетворение и удобство пользования услугой или товаров. Удовлетворение+удобство — формула успеха в современном мире. И это касается и преподнесения информации в интернете.
У сайта есть считанные секунды, чтобы привлечь внимание пользователя. Юзабилити измеряет шансы привлечь внимание посетителя в отведенный промежуток времени, позволяя разместить визуальную и контентную информацию таким образом, чтобы пользователь как можно быстрее понял: что это за сайт, что здесь можно сделать, и как этого достичь?
Фантастическое юзабилити и места его обитания
Уже из списка показателей хорошего юзабилити ясно, что удобство сайта — вещь достаточно субъективная. Этот факт подтверждает и карта кликов. Есть пользователи, которым удобен один вариант сайта, с которым они быстрее достигают целевого действия. А другой вариант дизайна может стать для них проблемой, даже если он был разработан по всем существующим правилам эстетики и удобства.
Из-за этого все инструкции и рекомендации для юзабилити формируются опытным путем, основываясь на общности субъективных мнений. Не зря известные ресурсы с миллионным ежедневным трафиком внедряют нововведения очень аккуратно, проводя долгие недели (а то и месяцы) A/B-тестирования веб-дизайна — сначала на фокус-группе, а потом и привлекая самих пользователей к принятию решения. Отдельные ресурсы даже используют кастомизацию дизайна, предлагая несколько вариантов шрифтов, цветового оформления, если нет единой картины, какой же вариант дизайна удобнее.
Таковы реалии современного юзабилити. Где присутствует субъективизм — там отсутствуют точные понятия, и новичкам в сфере веб-дизайна приходится методом проб и ошибок выращивать собственное понимание, какие законы здесь работают.
Законы Мерфи в веб-дизайне
У специалистов, работающих в сфере UX-архитектуры, есть гайды и основные инструкции, но всегда есть возможность последних 5% субъективного опыта, который способен отменить 95% опыта, который лег в основу всех существующих дизайн-инструкций. Часто эти 5% могут оказаться решающими в процессе разработки сайтов. Отойдя от правил, UX-разработчик может создать что-то принципиально уникальное, облегчающее работу с сайтом в разы.
Но бывают и неудачные решения, от которых не застрахованы даже профессионалы, работающие с ведущими марками. В сегодняшнем обзоре мы решили представить юзабилити-аудит официальных интернет-магазинов двух лидеров электроники — Google и Apple. На их примере вы сможете увидеть, что некоторые решения с легкостью превращаются в «фишку» сайта, делающую его запоминаемым, а некоторые портят пользовательский опыт ресурсов, серьезно угрожая их конверсии и рейтингу в поисковых системах.
Юзабилити анализ сайта https://store.google.com
Редирект при переходе на сайт по ссылке с постороннего ресурса
1. Если попробовать зайти в Google и в поисковой выдаче перейти по запросу «google cartboard store google.com»: