Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 864 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как зарабатывают социальные сети?

Один из основных вопросов при разработке нового IT-проекта и его запуска – это окупаемость и перспективы заработка. В этой статье речь пойдет о возможных способах монетизации социальных сетей на примере нескольких проектов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Каждый раз, начиная думать о монетизации проекта, встает дилемма: что выбрать? Платные, бесплатные, но с рекламой, или бесплатные, но с внутренними платежами или платой за дополнительный функционал.

Реклама в приложении кажется нонсенсом и неуважением к пользователю. К рекламе на веб-сайтах мы привычны, причем привычны настолько, что, просто ее игнорируем — и воспринимаем как, вполне нормальное проявление стремления владельцев сайта заработать на нем или, скажем, окупить хостинг. Но какому пользователю приложения, нравится смотреть на всплывающие сверху или снизу рекламные баннеры, которые лишь отвлекают внимания, или всплывающие в самый неподходящий момент целые рекламные страницы? Наверное, мало какому.

Рекламщики спрашивают у разработчиков, почему же те не вставляют рекламу. А разработчики говорят, что считают её противоестественной и им проще зарабатывать на платных приложениях. А если платно нельзя, потому что тут же сто тысяч разработчиков наштампуют то же самое, но бесплатно, а с рекламой противоестественно, то на чем, в конце концов, деньги делать?

На самом деле, не существует «лучшего» варианта монетизации. Все они по-своему хороши и удобны. Рассмотрим их подробнее.

1. Платные сервисы

Платные сервисы – популярный способ монетизации социальных сетей. Большинство сетей имеют какие-либо платные услуги, чаще всего, это недорогие способы для выделения пользователей или помощь в достижении какой-либо цели, например, продажи чего-то.

Изучая характер потребностей пользователя, которые он удовлетворяет в этой социальной сети, вы можете выделить те, за которые он готов платить. Потребности разделим на те, которые служат:

- для развлечения (например, комплименты)

- для организации какой-либо деятельности (например, дополнительные возможности поиска, доступ к информации, связь с клиентами)

- для решения вопросов презентации (например, сайт-визитка)

Самым «вкусным» методом можно назвать посредничество. Человечество издавна занималось и занимается посредническими услугами. Главное в этом методе создать удобный механизм для продавцов и покупателей чего-либо + популярность социальной сети, в результате получается постоянный денежный поток в кассу социальной сети, при этом социальная сеть практически ничего не делает, правильный механизм всё автоматизирует. Стоимость должна быть небольшой и доступной почти всем юзерам сети. Также очень важно, чтобы услуги можно было легко оплатить, вряд ли обычный человек станет бежать в банк, чтобы перечислить 5 долларов социальной сети. Удачным примером этой концепции является Facebook и его инструмент marketplace – площадка для продажи пользователями товаров: у каждого есть своя страница и специальные маленькие объявления, которые за деньги можно рекламировать другим пользователям сети, стоимость от 1$. Инструмент приносит социальной сети порядка 1$ млн. в месяц. Стоит отметить, что в наших реалиях люди проще всего расстаются с деньгами, если это удовлетворяет их деловой интерес, а развлечения пока еще находятся в конце списка приоритетов.

2. Реклама

Большинство сайтов в сети под рекламой подразумевают в основном медийную рекламу — баннеры и заметки в новостях. Но социальная сеть отличается от других сайтов тем, что может классифицировать свою аудиторию. В последнее время набирает обороты таргетированная реклама. Это реклама, нацеленная только на необходимую вам целевую аудиторию. Таргетинг, как правило, проводится:

- на основании информации пользователя о себе

- с учетом контекста

- с учетом географии.

1) Пользовательский таргетинг

Какой бы ни была ваша сеть (в стадии разработки или уже популярный портал), вы всегда можете задать себе вопрос: какую информацию с учетом тематики портала пользователи сети могли бы оставить о себе? И как именно эта информация позволяет классифицировать их по потребностям? Чаще всего пользовательский таргетинг используется в социальных сетях, где одной из основных целей коммуникаций является само презентация участника (например, сайты знакомств, Одноклассники, Вконтакте и т.д.). Пользовательский таргетинг проводится на основании информации, которую:

- Пользователь оставил о себе сам.

- Собрали исходя из его поведения на сайте.

2) Контекстный таргетинг

Наиболее распространенный метод выделения целевых пользователей сети. Отбор происходит по запросам, которые пользователи задают в поиске – в результате им выдаются ссылки на материалы запрашиваемой тематики. Используя контекстную рекламу, можно благодаря инструментам поисковой оптимизации, продвинуть свою сеть по упоминаемым пользователями ключевым словам.

Главным преимуществом контекстного таргетинга является тот факт, что пользователь сам ищет рекламируемые товары и услуги, загружая страницы с нужными описаниями. В результате по рекламным объявлениям переходят те посетители, которые уже заинтересованы в предлагаемой продукции. Кроме того, такой вид рекламы не воспринимается как навязывание, а скорее как своевременная подсказка

Дополнительно не целевую аудиторию можно «отделить», формируя, так называемый, список «минус слов». Это своего рода «обратный» контекстный таргетинг– в нем указываются слова, в сочетании с которыми реклама не демонстрируется. Например, рекламодатель занимается продажей водных мотоциклов, но не предоставляет услуги диагностики и ремонта, не продает запчасти. Тогда в список «минус слов» для запроса «водные мотоциклы» достаточно включить: «-запчасти», «-ремонт».

3)Географический таргетинг

Охватывает пользователей Интернета, находящихся в определенной географической зоне (стране, регионе, области или городе). Географические рамки задает сама социальная сеть: например, продавец теплых вещей в первую очередь захочет привлечь покупателей из самых холодных районов, а значит, установит таргетинг на жителей северной части страны. Точное попадание в целевую аудиторию происходит за счет использования уникальных IP-адресов компьютеров пользователей.

3. Статистическая информация

Развитая социальная сеть является очень ценным источником статистической информации. Но даже если вы еще в начале своего развития, имеет смысл задуматься о том, какая статистическая информация может быть интересна различным организациям. Здесь алгоритм действий такой же, как и при определении таргетинга для рекламы. Единственное отличие заключается в том, что вы собираете информацию не для того, чтобы людям что-то предложить, а для других различных целей – исследований и т.п.

Как делает, все тот же, Facebook.

4. Продажа

У таких проектов как социальные сети до сих пор одним из основных способов монетизации остаётся продажа, если это можно назвать способом монетизации вообще. Схема очень проста: создаём интересный проект, набираем пользователей и продаёмся Google, ну, или, в крайнем случае, Yahoo, Microsoft, а для рунета - Финаму. Это вызвано тем, что многие социальные сети убыточны. Они требуют огромного количества ресурсов для поддержания работоспособности (персонал, сервера и центры хранения данных, дорогостоящая разработка и т.д.), а их прибыли часто на это не хватает. Поэтому сейчас, чтобы создать хорошую конкурентоспособную социальную сеть, надо привлечь большие инвестиции.

Этот пример подходит, например, для Instagram. Приложение было полностью бесплатно, как и весь его внутренний функционал. Не было рекламы. Но проект был сделан здорово, и собрал большую аудиторию, чем и заинтересовал, купившего его – Facebook, ориентировочно за 1 млрд. долларов. Неплохая вышла монетизация.

Заключение

Небольшая статистика:

В App Store пользователи предпочитают тратить свои средства преимущественно на действительно полезные приложения из категорий «бизнес» и «производительность». Средние траты в год в этих категориях на каждом iPad составляют около $7-8 долларов, а на iPhone - около $3,5. На приложения социальных сетей, люди предпочитают либо не тратить, либо покупать какие-то бонусы уже внутри самого приложения.

Верный выбор схемы монетизации для социальной сети — один из ключевых факторов ее успеха. Выбор этот во многом определяется характером контента, его качеством и потенциальной привлекательностью для потребителя. В большинстве случаев возможности монетизации сильно зависят от вашего умения «зацепить» пользователя. С умом распорядившись этой «зацепкой», вы примете решение, в значительной степени определяющее всю дальнейшую стратегию монетизации вашей социальной сети.

Спасибо за внимание.

С Уважением, команда Plum.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.