Когнитивные искажения в презентациях
Разберемся, почему люди ошибочно воспринимают информацию, как помочь слушателям усвоить знания или убедить их в своей правоте.
Когнитивные искажения — это систематические ошибки восприятия, которые все мы совершаем. Наше мышление субъективно, и восприятие информации во многом зависит от формы ее подачи. Предупрежден значит, вооружен: если вы часто выступаете, знание психологических феноменов поможет вам сделать презентацию понятной и убедительной.
Любовь к графикам и схемам
Даже если тема выступления серьезная, на слайдах принято показывать не таблицы Excel, а красивые презентации с иллюстрациями и инфографикой. Человеческий мозг всегда стремится минимизировать когнитивную нагрузку — слушатель не хочет много думать над сложными вещами. Он хочет получить однозначную информацию в доступной форме.
Эффект превосходства изображения — это реальный термин ученых-когнитивистов, которые установили, что для усвоения информации полезно задействовать ассоциативное мышление. Визуальные образы помогают в считанные секунды уловить главный месседж: Без схем, иллюстраций и инфографики невозможно представить качественную современную презентацию. Есть еще один феномен — эффект Ресторфф: он заключается в том, что выделяющийся объект люди запоминают лучше. Если вам важен какой-то показатель, выделите его среди других с помощью цвета, формы или размера: Не графиками едиными жив дизайн. Нельзя забывать и про фотографии. Еще одно важное когнитивное искажение — эффект самореференции. Это свойство памяти отдавать приоритет той информации, которая затрагивает нас лично. Человеку трудно ассоциировать себя со схемами, иконками или векторными иллюстрациями. А вот фотографии вызывают у него гораздо больше эмоций. В частности, это снимки людей: когда мы видим человека на слайде, то подсознательно соотносим себя с ним. Изображения воздействуют на эмоции и упрощают восприятие информации: вместо того, чтобы долго вчитываться в текст, человек может бегло взглянуть на слайд и понять, о чем речь. Но картинки всегда должны отражать настроение или содержание презентации: используйте их продуманно и избегайте клише. Людям проще усваивать информацию группами, разделяя ее на смысловые блоки. В частности, это касается оперативной памяти, которая важна, чтобы следить за речью спикера и вникать в выступление. В когнитивной психологии это описывает закон Миллера: в ходе экспериментов выяснили, что в кратковременной памяти человек может одновременно удерживать 5-9 элементов. Слушатель может одновременно держать в голове 5-9 кейсов, тезисов, цифр или характеристик продукта. Это количество элементов стоит учитывать и при оформлении слайдов: При делении на категории очень важна логика: если просто разбить текст на 8 столбцов, это не будет работать. В каждом блоке должна быть выражена единая мысль. Если у человека есть пробелы в знаниях, он стремится компенсировать их, основываясь на прошлом опыте или популярном общественном мнении. Стереотипизация — это тоже когнитивное искажение. Всем нам знакомы гендерные или национальные стереотипы, но на деле это понятие гораздо шире. Оно включает в себя любые предубеждения, которые могут возникнуть у человека при отсутствии однозначной информации. Например, услышав формулировку «решение маркетинговых задач», обыватель скорее всего подумает о привлечении новых клиентов. Хотя речь может идти о распределении клиентского потока или о повышении лояльности постоянных покупателей. Стереотипы бывают полезны, мы неосознанно их используем каждый день, и они облегчают нашу мыслительную деятельность. Но в презентациях лучше давать людям полную и однозначную информацию, чтобы избежать вольных трактовок. Если в вашем рассказе будут противоречивые суждения или непонятные термины, слушатели так просто с этим не смирятся — они найдут свои объяснения. И в результате могут неверно понять вас. То же самое касается и дизайна. Иногда люди не успевают прочесть длинный текст или не замечают примечаний мелким шрифтом — от этого образуются пробелы в информации, которые замещаются стереотипами. Придерживайтесь визуальной иерархии при оформлении слайдов и не пропускайте важные вехи повествования. Эффект IKEA многим из нас знаком по собственному опыту. Это звучит парадоксально, но людям нравится любовно собирать мебель собственными руками: тратить на обновленный интерьер не только деньги, но также время и силы. У этого когнитивного искажения есть два разумных объяснения. Во-первых, когда люди сами прикладывают руку к ремонту, они чувствуют, что их интерьер уникальный и персонифицированный. Во-вторых, у современного человека очень мало возможности поработать руками и проявить творческое начало — это одна из неудовлетворенных потребностей для многих жителей крупных городов. Эффект IKEA связан с другим когнитивным искажением — ловушкой невозвратных затрат. Когда человек вложил во что-то энергию, время или деньги, все эти затраты мотивируют его быть более лояльным. Человеку трудно признавать, что он вложился во что-то зря. Поэтому позитивное отношение к продукту, событию или бренду напрямую коррелирует с приложенным к нему трудом. Также участие в опросах и тестах требует хотя бы небольших усилий: переключить внимание, подумать над проблемами самостоятельно, нажать на нужные кнопки. Эти усилия заставят людей проникнуться симпатией к спикеру и теме выступления. Можно устраивать традиционные дискуссии после презентаций или воспользоваться технологиями. Есть сервисы, позволяющие всем слушателям принимать участие в выступлении с помощью смартфонов — например, Slido или Mentimeter. Это хороший способ вовлечь всех желающих и сэкономить время. В середине выступления интерактивы могут сбить слушателей с толку, обычно к аудитории обращаются после основной части выступления. Читайте подробнее о том, как грамотно завершить презентацию.

Любовь к людям

Категоризация знания
Это не значит, что объем оперативной памяти ограничивается девятью словами: информации может быть гораздо больше. Главное — правильно ее структурировать.

Стремление к полноте информации
Текст выступления должен быть максимально последовательным. Для вас вещи, которые вы рассказываете, очевидны, но для аудитории стоит разложить все по полочкам.

Желание активно участвовать
Ловушка невозвратных затрат и эффект IKEA подтверждают, что в презентациях полезны интерактивы. Слушатели будут рады поучаствовать в формулировке выводов, выразить свое мнение и повлиять на ход выступления.

Выводы: