Главное Авторские колонки Вакансии Образование
12 818 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Если налоговая «необоснованно» списала с вас деньги

Вы — предприниматель и ведете учет сами? Бизнесмен, и на вас работает бухгалтер? Было такое, что налоговая списала деньги? У меня есть для вас лайфхак и две пошаговые инструкции :)
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Регулярно в Фейсбуке я вижу “стоны” бизнесменов и предпринимателей, что налоги с них списывают незаконно:

  • Налоговая уже не знает откуда брать деньги и придумывает кучу способов их отъема у населения.
  • Налоговой надо сделать план, отчитаться о сборах и получить премии перед новым годом.

Вы считаете, что ФНС чинит произвол и списывает налоги “просто так”? А готовы посмотреть “другую сторону медали”?

Другая сторона медали

Мой опыт как владельца бухгалтерской компании (11 лет в бухбизнесе, более 2000 клиентов за 11 лет по бухгалтерии, микро и малый бизнес с оборотами от 100 тыс. до 800 млн. рублей в год) говорит о том, что 99% списаний денег со счета - вина бухгалтера или лица, занимающегося бухгалтерией.

Вы не ослышались - не налоговой. Бухгалтера.

Как косячат бухгалтеры (или те, кто ведет бухгалтерию)

Самое ответственное дело для бухгалтера (или предпринимателя) — аккуратно, педантично, заполнять платежные поручения. Платежка - вершина бухгалтерии. Ошибка в платежке влечет за собой лишнее списание денег: вы однажды уплатили по платежке, но неправильно, и второй раз с вас списали, правильно.

Вот топ ошибок в платежках:

  1. В КБК.
  2. В получателе платежа (вместо ФНС написали ПФР).
  3. В реквизитах получателя (перепутан ИНН, к примеру).
  4. В ОКАТО.
  5. В периоде, за который платится налог.

Откуда берутся ошибки

Те предприниматели, которые сами ведут свою бухгалтерию, очень часто не отслеживают изменения в реквизитах. Так, 6 февраля 2017 года сменились массово реквизиты для уплаты налогов. Бухгалтерские сообщества, форумы, рассылки, справочные системы - все твердили об этом день и ночь. Любой мало мальски приличный бухгалтер просто не мог пройти мимо этой новости.

А предприниматель - мог. Предприниматель обычно не подписан на бухгалтерские рассылки, а еще у него куча дел, и отслеживать изменения законодательства просто некогда. Поэтому, скопировав платежку в своем интернет-банке, он сам своими руками заслал деньги не туда.

А как же ошибаются бухгалтеры? — А точно также. Даже зная об изменении реквизитов, и сделав правильно первую платежку, бухгалтер забывает об этом. И к следующей платежке он просто копирует предыдущую. И, вот несчастье, не самую последнюю, а просто одну из списка, разумеется ту, где реквизиты неверные. Человеческий фактор.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает

Верно. Все могут ошибаться. И наше налоговое законодательство предусмотрело этот вариант. Бухгалтер, который вовремя выявил ошибку, пишет письмо по специальной форме об уточнении реквизитов платежа. Письмо направляется электронно, ехать никуда не нужно. Реквизиты будут уточнены на день совершения ошибки.

А если ошибка не критическая, то пени будут аннулированы. Критическая ошибка - это когда ошиблись в наименовании банка или в номере р/счета получателя.

Ну и почему же тогда списания? Все просто - ни бухгалтер, ни предприниматель не ловят за собой эту ошибку. Вот откуда ваши “необоснованные списания”. Деньги заплатили, а их вдруг списали повторно. Хайп в Фейсбучике, все дела…

А ошибку поймать можно.

Как вовремя найти свою ошибку

Найти ошибку поможет сверка с налоговой. Признавайтесь - вы вообще знаете как выглядит сверка? Когда брали последний раз? Сверку нужно брать на 5-15 день после крайнего срока уплаты налога, и не ранее чем через 5 дней после самой уплаты. Сверка - это такая табличка, в которой налоговая фиксирует начисления и уплаты налогов. Если ошибка - платежа в сверке не будет, или он будет указан в неправильной строчке.

Читать сверку неспециалисту — сложно. Бухгалтеру — просто обязательно уметь читать сверку. Если у вас в сверке одни плюсы (положительные цифры) - это не означает, что у вас все хорошо, надо лезть глубже.

Если же вы видите минусы - бейте тревогу сразу.

Как читать сверку

Минусы. Это 100% недоимка, и как только компьютер налоговой дойдет до вашего лицевого счета, эти минусы будут списаны с вашего расчетного счета.

Плюсы: Это разница между начисленным и уплаченным налогом. Подвох тут в том, что начисление налога происходит в дедлайн по сдаче декларации, иногда задним числом. А уплата - в момент уплаты.

Пример:

Вы ИП на УСН. Декларацию вы сдаете 1 раз в год до 30 апреля 2018 года. Налог должны платить ежеквартально до 25 числа сл. месяца. Допустим, ежеквартально ваш налог составляет 100 рублей. Если вы все налоги платите четко, вот что будет в сверке:

На 30 марта 2017 года - 0

На 25 апреля 2017 года +100

На 25 июля 2017 года +200

На 25 октября 2017 года +300

На 29 апреля 2018 года +400 (вы уплатили налог чуть пораньше)

На 30 апреля 2018 года … 0… НО!

30 апреля 2018 года ваш лицевой счет изменится ЗАДНИМ ЧИСЛОМ и будет выглядеть так:

30 марта 2017 года - 0

25 апреля 2017 года +100 - 100 = 0

25 июля 2017 года +100 - 100 = 0

25 октября 2017 года +100 - 100=0

29 апреля 2018 года +100 (вы уплатили налог чуть пораньше)

30 апреля 2018 года - 100 = 0

А теперь представьте, что если вы в течение года каждый раз ошибались в платежке, что получится?

Получится, что в течение года вы берете сверку, там все по нулям (платежки не зачисляются, поэтому не +100, а 0), вы рады. А 30 апреля начисления делаются задним числом, и у вас недоимка и пени. Некоторые наши клиенты, ИП, предпочитают в течение года не платить налог, типа “недорогой кредит от государства”. Однако, когда с их счета в самый неподходящий момент списывают сразу все проценты/пени за набежавший год, почему-то становится мучительно больно.

И что же теперь делать?

Пошаговая инструкция что делать

1. Проверить, есть ли у вас возможность получать сверки. Если у вас бухгалтер, а у него электронная сдача отчетности (Контур, Такском, СБИС, Калуга-Астрал, 1С-отчетность) - там есть функционал сверок. Если у вас Эльба или Мое Дело - там можно сделать сверку. Если у вас какой-то урезанный сервис, или вы отправляете отчетность почтой/курьером, купите, наконец, электронную отчетность и получайте сверки в любой момент.

2. Прямо сейчас идите и возьмите сверку.

3. Покажите сверку бухгалтеру. А если вы ведете учет сами - не поскупитесь, оплатите услугу специалиста, который за небольшие деньги расшифрует вам, всё ли у вас окей.

4. Если вы нашли ошибки: неверные платежи, неуплаченные суммы налогов - зачтите ошибочные, уплатите неуплаченные. Приведите лицевой счет в корректное состояние.

5. Повторно возьмите сверку и убедитесь, что ваши дела в порядке. Если нет, повторяйте пункты 1-5 пока все не станет “окей”.

А если вы попали в 1%, где виновата налоговая: пошаговая инструкция

Если вдруг вы действительно не виноваты, а налоговая чинит произвол, вы можете защитить свои права. Для этого:

1. Составьте и отправьте жалобу в Центральный аппарат ФНС (ЦА ФНС). Сделать это можно на сайте налоговой https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/

9duPnPMubwORMZhULdIB6wy81giRbEXZN6Xa8oaj

Обратите внимание, жалобу следует писать в ЦА ФНС - это сделает вашу жалобу более значимой и ускорит ее рассмотрение.

2. Ждете. Зачет налога должен быть сделан в течение 10 рабочих дней, а возврат на р/с в течение 1 месяца.

3. По истечении этого срока ваши деньги вам вернутся. А если нет, вы напишете еще одну жалобу с требованием процентов за просрочку возврата.

И, пожалуйста, если вы правы, не бойтесь писать жалобы в ФНС. Это реально работает! Хватит уже сотрясать фейсбучики - ваши деньги в ваших руках. Позаботьтесь о себе!

А если у вас есть вопросы - велком в камменты, я буду рада на них ответить.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
Спасибо за такую детальную инструкцию и разжевывание! Действительно, мне как предпринимателю сложно следить, но я переложил это на облачный сервис, который с меня уже 4 года снимает почти все заботы по отчетности.
Ответить
Профдело
Помогаем решать бухгалтерские и юридические вопросы и настраиваем управленку
Татьяна Никанорова
Да, это хороший вариант. Лучше, чем пытаться уследить за всем самому. И все же, рекомендую брать сверки даже при работе в облачном сервисе. 5 минут работы и спокойствие на год вперёд.
Ответить
Екатерина Гуцуляк
Здравствуйте, подскажите пожалуйста куда можно обратиться для консультации по налоговому "беспределу".
Ответить
Профдело
Помогаем решать бухгалтерские и юридические вопросы и настраиваем управленку
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.