Войти в айти: как мы в «Профиланс Групп» создаём IT-стартапы с партнерами, у которых только идея
Сколько людей отказываются от идеи или даже мечты из-за того, что им не хватает понимания траектории движения для реализации проекта? Или мотивации, финансов, экспертизы, смелости? Из личного опыта скажу, что таких людей много. И вот, что мы решили с этим сделать…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Привет! Я Марк Страмоусов, серийный IT-предприниматель, инвестор, создатель IT-экосистемы «Профиланс Групп». Уже более 11 лет мы развиваем компанию и за это время накопили огромный опыт по построению автоматизированных B2C-платформ и сервисов.
Бэкграунд команды
Мы запускаем стартапы. На сегодняшний день нашими сервисами воспользовались 1.65 млн людей в России и мире.
Свой первый проект «Всё сдал» из сферы образования я запустил более 11 лет назад, и он стал лидером ниши. В 2018 году был запущен «Гульдог», сервис по выгулу и передержке собак со своим мобильным приложением. Подробно про этот проект в этом видео. В общей сложности сейчас в нашем портфеле 4 успешных проекта, мы постоянно тестируем бизнес-идеи и запускаем новые стартапы.
За годы работы мы выработали свой подход к тестированию и запуску проектов, отработали эффективные инструменты продвижения сервисов и получили бесценный опыт создания профессиональных проектных команд.
Прежде, чем я перейду к ключевой теме статьи, хочу поделиться теорией и фактами, которые привели меня с командой к бизнес-модели, уже демонстрирующую свою состоятельность. И да, кейсы будут.
Парадокс «гениальности» собственных идей
Предприниматель постоянно генерирует идеи, это его сущность. Часто это происходит машинально. Когда появляется очередная новая и перспективная идея, которая не даёт спать, есть и мыслить рационально, начинается та самая магия. Магия, которая легко может привести будущий проект на кладбище стартапов. Речь про то, что собственные идеи нам кажутся более гениальными. Не могу удержаться и не поделиться давней рекламой от FedEx, она весьма иронично подчеркивает тезис про исключительность своих идей.
Вывод № 1 «Проверяйте ценность идеи на этапе «пришла гениальная мысль!»
Более того, мысль о превосходстве своей идеи может быть групповым и даже национальным заблуждением. Например, Марк Твен в эссе «Некоторые национальные глупости» описал показательный случай близкий по смыслу с тем, о чём пишу я. В нём Твен восхвалял немецкие газовые печи (немецкая идея) и сетовал на то, что американцы остаются приверженцами чудовищных дровяных печей:
Возьмём, к примеру, немецкую печь — огромный монумент из белого фарфора, который торжественно возвышается в углу комнаты, чем-то напоминая богатое надгробие. Ее практически невозможно увидеть нигде за пределами немецкоязычных стран. Лично я уверен, что никогда не видел ее в регионах мира, где немецкий язык не был бы основным. Тем не менее это действительно лучшая и самая экономичная по своей конструкции печь из когда-либо изобретенных. М. Твен
По словам Твена, американцы отвернулись от немецких печей лишь потому, что сами не смогли создать ничего лучше с точки зрения дизайна. Нам свойственно считать, что именно наши идеи более гениальны. И это, конечно, не всегда так.
Но давайте вернёмся в нашу реальность. С печальными цифрами статистики закрытия стартапов фаундеры давно знакомы и даже смирились. Вспомним некоторые из них.
Причины закрытия стартапов:
Закончились деньги / нет возможности привлечь новые инвестиции — 38%
Недостаточный спрос на продукт — 35%
Проигрыш конкурентам — 20%
Неэффективная бизнес-модель — 19%
Негативные изменения в законодательстве — 18%
Неправильное ценообразование — 15%
Неподходящая команда — 14%
Плохой тайминг — 10%
Плохой продукт — 8%
Разногласия в команде / между командой и инвесторами — 7%
Неудачный пивот — 6%
Выгорание фаундеров — 5%
При этом, я уверен, что часть провалов можно было бы избежать, если на самом старте основатель получил бы качественный фидбек экспертов, анализ рынка, ценные основы юнит-экономики, в конце концов обратную связь от других предпринимателей. Причём, если у последних есть как успешный опыт, так и факапы, то это особенно ценно!
Можно парировать и сказать, что многие провальные проекты из статистики выше получили финансирование, экспертизу, менторов, но всё же прогорели. Да, верно, но если бы основатель получил разбор своей идеи ещё до запуска, может и вектор развития стартапа пошел совершенно иной траекторией. Более успешной.
Мы разобрались, что идея озарившая разум предпринимателя, может быть не такая уж перспективная, как на первый взгляд. Особенно, если она плод креатива одного единственного человека без нужного опыта. В тоже время, действительно стоящая идея без должной поддержки может потухнуть на этапе мыслительного процесса или схлопнуться с грохотом после вымученного запуска, потянув на дно основателя, инвестора.
Вывод № 2"Взаимодействуйте с профессионалами с самых ранних стадий вашего проекта"
От слов к делу: нужно ли запускать ИТ-стартап самому, чтобы запустить стартап?
Последние несколько лет я с командой работаю с разными проектами, бизнес-гипотезами, запросами. И неоднократно ко мне обращались знакомые и знакомые знакомых, которые предлагали запустить совместный стартап и разделить риски.