Как экономить деньги и проверять бизнес-гипотезы дешево
Начнем с основ и понятий, которые обязательно нужны на первом этапе анализа бизнес-идеи
Предтест — проверка гипотезы и данных проекта на практике без создания MVP.
Кастдев — это сбор инсайтов от пользователей для проверки идеи развития продукта.
Чтобы вывести онлайн-проект «на орбиту», мало составить портрет ЦА и посмотреть на конкурентов. Бизнес без риска невозможен, но собрать больше данных и грамотно использовать их всегда в наших силах.
На этапе бизнес-анализа мы прорабатываем сильные и слабые стороны продукта, смотрим финансовые показатели конкурентов, измеряем объем рынка и работаем с десятками метрик. Но и этого недостаточно.
Что делать в предтесте?
Второй обязательный этап перед запуском MVP в «Профиланс Групп» — предтест. На этом этапе надо на практике подтвердить потребности (боли) аудитории. Если ваш проект выступает посредником между бизнесом и клиентом, изучать нужно боли обеих сторон.
Допустим, вы запускаете сервис по бронированию мест в салонах красоты. Боль потенциального клиента — невозможность записаться к хорошему мастеру в удобное время. С этой стороны все гладко.
Но вот нужны ли салону ваши клиенты? Возможно, все мастера загружены на месяц вперед. Возможно, салон не устроит, что часть потенциальной прибыли уйдет сервису. Возможно, его руководитель — заядлый консерватор и просто не захочет никаких нововведений. Таких «возможно» — десятки.
Кастдев — это инструмент, которым мы прорабатывем эти вероятности. Главная трудность на этапе кастдева — выйти на людей, которые могут дать достоверную обратную связь.
Когда мы тестировали гипотезу сервиса по онлайн-бронированию саун, пришлось использовать нетворкинг и подключать все возможные связи, чтобы выйти на ЛПР (лицо, принимающее решение). В нашем случае это были администраторы в саунах, гостиничных комплексах и т. д.