Нужны ли персональные роботы бизнесу? Обзор рынка сервисных роботов-андроидов
На протяжении всего 20го столетия писатели, режиссеры, сценаристы во все мире прогнозировали появление в жизни людей незаурядных сервисных человекоподобных роботов-помощников. Какие только применения не придумывали фантасты! От многофункционального робота переводчика С3PO из StarWars до Роботов полицейских и бюрократов (Elysium 2013). Одним из самых ярких примеров является персональный сервисный робот, для работы с пожилыми людьми в домах престарелых VGC-60L из кинофильма «Робот и фрэнк» (2012).
Но как обстоят дела в реальной жизни?
В реальной жизни, скорость рост индустрии определяется потребностью рынка, а так же развитием технологий. Рынок промышленных роботов ежегодно растет, всё чаще появляются новые медицинские и бытовые роботы, это означает, что технологически индустрия подготовлена. Почему же человекоподобные сервисные роботы до сих пор не стоят в каждом магазине и не помогают нам донести покупки до автомобиля, а в отделениях банках по-прежнему дежурят консультанты, для того чтобы объяснить людям, как пользоваться банкоматом?
Мы задались этим вопросом и решили провести небольшое исследования сервисных человекоподобных роботов, для работы с людьми в сегменте B2B.
Одним из самых многообещающих проектов в данной отрасли является робот «Minami».
Данный робот, был создан в университете японского города Осака и его внешность полностью идентична внешности молодой японской девушки. Робот работает в универмаге, представляя собой настоящего продавца-консультанта. «Девушка» поможет выбрать нужный материал для кимоно, исходя из пожеланий и вкуса покупательниц, а также подберет к нему стильный пояс-оби и подходящие по цвету аксессуары. Пообщаться с роботом каждый желающий может с помощью планшета. Робот «Минами» не первый раз оказывает свои услуги в универмагах. Осенью 2013 года она уже пробовала продавать одежду и даже обслужила за половину месяца 515 клиентов. На тот момент девушка-робот должна была предложить всем желающим свитера и кардиганы. Теперь «Минами» стала еще более опытной и научилась давать профессиональные советы, подбирать узоры и расцветки тканей, учитывая пожелания покупателей. Мимика и жесты робота тоже стали очень реалистичными. Создатели надеются, что выручка и объем продаж робота составят сумму порядка 10 тысяч долларов. К сожалению, данный продукт не получил наиболее широкого применения, но тем не менее, стал отличным фактором роста продаж тканей.
Работают андроиды и на Российском рынке оказания услуг. Пожалуй, самым известным российским роботом-консультантом является робот удалённого управления Р.Бот 100.
По данным Forbes В 2012 году компания реализовала более 80 роботов средней ценой $5000–6000, так что получаются продажи на уровне $0,5 млн. Кроме того, RBot обслужила около 120 мероприятий, на которых сдала в аренду от 1 до 4 роботов по $1000 в сутки (при большем сроке — скидки). Это еще четверть миллиона, в сумме $750 000.Более свежие данные найти не удалось, но судя по тому, как часто мы видим RBot на различных выставках и мероприятиях, оборот компании однозначно не уменьшился. Почему же мы не видим RBot в повседневной жизни? Дело в том, что RBot удалённо управляется человеком, автономного режима в нём просто нет! Поэтому, для торговых центров, банков, и других мест, где есть необходимость автоматизировать взаимодействие с человеком не выгодно содержать робота, потому что вместе с ним необходимо содержать еще и человека. Тем не менее, RBot за счет своего внешнего вида, активно трудится на выставках, привлекает посетителей к различным стендам и зарабатывает в другом направлении.
Еще один интересный продукт в сфере сервисной робототехники производят в Корее. Компания Future robot с 2007 года производит и продает линейку роботов Furo.
В качестве сервисных роботов для взаимодействия с людьми, в их линейке представлено два продукта Furo-S и Furo-D. Работать роботы могут как в режиме ручного управления, так и в автономном. C 2007 года, компания открыла представительства в Канаде, Бразилии, Европе и России. Точное количество продаж роботов компания не раскрывает, но известно, что в России находится примерно 10 роботов. Данные роботы пробовали внедрять в аэропорты, а так же в другие места повышенного скопления людей, но, по всей видимости, внедрения произведено не было, поскольку цена робота составляет порядка 50 000 евро. Тем не менее, дистрибьюторы вполне успешно зарабатывают, сдавая роботов в аренду на различных мероприятиях.
В кремниевой долине в данном направлении трудится компания Fellow robots. На данный момент четыре робота "OSHbots" проходят испытания в магазине Orchard Supply Hardware, принадлежащего Lowe's Companies Inc. в Сан-Хосе, штат Калифорния.
Роботы OSHbots выглядят в виде белых колонн с двумя большими черными экранами по обе стороны и с колесами, чтобы двигаться. Они оснащены 3D камерами, чтобы проверять и выявлять необходимые элементы. Клиенты магазина могут посмотреть на товары на экране, которые они хотят купить. Тогда робот может провести их к месту, где находится заданный предмет. Судя по видео на официальном сайте компании, посетители взаимодействуют с роботом довольно охотно. Будем следить и ждать внедрения Oshbots и в другие магазины.
Еще один робот Российского производства активно работает на рынке с 2013 года. По данным, компании Промобот, робот с одноименным названием работает уже в 20 местах по всей России от Красндара до Якутска в офисах компаний, торговых центрах, выставочных залах, ре-тейл компаниях и МФЦ.
Готовится Promobot стать экскурсоводом, а так же гидом по музею. Стоимость робота составляет от 300 000 рублей до 600 000 рублей, в зависимости от комплектации. В отличие от ближайших конкурентов, продукт компании Промобот работает только в автономном режиме, перемещается по месту своей работы избегая столкновений, в его лингвистической базе более 100 000 различных речевых модулей, робот может общаться как на русском, так и на английском языках, распознавать речь человека даже в самых шумных помещениях, а так же транслировать промо-материалы на своём экране.
Вместе с этим, Promobot распознает все людей, с которыми он пообщался. Определяет их пол, возраст, настроение, знакомится и запоминает имя, а затем предоставляет эти данные своему владельцу, позволяя понимать кто основной клиент его бизнеса. Данный продукт стал лучшим индустриальным стартапом 2014 года, по версии РВК, в рамках конкурса GenerationS. По пути сдачи в аренду, данный проект активно идти не планирует, поэтому можно ожидать более активное появление Промоботов в нашей с Вами жизни.
Очевидно, что сейчас рынок человекоподобных роботов для бизнеса находится только в зачаточном состоянии. Компании, не готовы массово закупать роботов, без реальных примеров пользы для их бизнеса. Тем не менее, производители роботов активно эти примеры создают и всё шире заходят на различные рынки. Конечно, потребность в роботе напрямую зависит и от функционала. Чем лучше робот распознает запросы клиента, чем больше он языков знает, чем больше слов в его базе речевых модулей, тем он будет быстрее приносить пользу своему собственнику.