Даже спустя годы использования систем аналитики порой заглядываешь в справку, чтобы уточнить разницу между визитами, сеансами, просмотрами, посетителями... У новичков же в голове полная путаница из-за всей этой терминологии.
Мы собрали самые «проблемные» термины Яндекс.Метрики и Google Analytics и доступно объяснили, что они означают (и какая между ними разница).
Терминология Google Analytics Организация, аккаунт, ресурс и представление Уже на этапе установки и настройки системы аналитики появляются новые термины. Они связаны со структурой аккаунта.
Верхний уровень — организация . Здесь объединены все продукты Google, которые вы используете. Управление организациями осуществляется с помощью Платформы для маркетинга .
Следующий по иерархии уровень — аккаунт . Это ваша точка доступа к Google Аналитике (далее — GA).
В аккаунте может быть один или несколько ресурсов . Это конкретная площадка, по которой вы отслеживаете аналитику — сайт, мобильное приложение или устройство (например, кассовый терминал). В рамках аккаунта может быть один или несколько ресурсов.
После того как вы добавите ресурс, система присвоит ему уникальный идентификатор и создаст код отслеживания. Вам нужно вставить этот код на все страницы ресурса.
Ресурс вы можете связать с ресурсами в Google Ads, Adsense, Ad Exchange и других сервисах. Также на уровне ресурса задаются настройки аудиторий.
Нижний уровень — представление . Это набор данных о ресурсе. Например, вы можете создать представление только с данными по аудитории или по источникам трафика. Это нужно для того, чтобы открывать доступ только к конкретным данным.
После добавления ресурса в GA автоматически для него создается представление с полным доступом к данным. В дальнейшем вы можете создать разные представления с собственными настройками.
Также в GA есть два понятия, связанные с правами доступа.
Администратор — это тот, кто создает аккаунт и управляет правами доступа к нему. Администратор добавляет пользователей и наделяет их правами: изменение, совместное использование, просмотр и анализ. Делается это в настройках GA («Аккаунт» / «Управление доступом»).
Сеансы, входы, пользователи, просмотры В отчете «Аудитория» / «Обзор» есть четыре термина — на первый взгляд, очень похожих.
Базовая единица учета трафика в GA — это сеанс . Это последовательность действий пользователя на сайте в течение заданного в отчете промежутка времени. Под действиями подразумевается просмотр страниц, совершение транзакций, события и социальные взаимодействия.
Важно понимать, что один и тот же пользователь может совершить один или более сеансов в течение суток, недели, месяца, года. Новый сеанс регистрируется только после завершения предыдущего. Сеанс завершается в одном из трех случаев:
спустя 30 минут отсутствия активности на сайте; в полночь — вне зависимости от времени активности/бездействия; при переходе на сайт по объявлениям Google Ads, которые относятся к разным рекламным кампаниям (например, пользователь перешел на сайт по объявлению кампании А, ушел и перешел по объявлению кампании В). Период бездействия, после которого фиксируется новый сеанс, можно изменить. Для этого перейдите в настройки ресурса в GA и в разделе «Отслеживание» выберите пункт «Настройки сеанса». Минимальное значение периода бездействия — 1 минута, максимальное — 4 часа.
Длительность бездействия не меняйте без крайней необходимости — вы должны точно понимать, зачем это нужно. В противном случае данные аналитики по конкретному ресурсу будут несопоставимы с данными по другим вашим ресурсам.
Сеансы не путайте со входами (входы отражены в отчетах «Поведение» / «Контент сайта»).
Вход фиксируется при первом просмотре страницы или экрана в рамках сеанса, а сеанс — при первом взаимодействии любого типа.
Например, пользователь перешел на страницу А из поиска, после чего 31 минуту бездействовал. Затем ушел на страницу В и вернулся на А. Система при этом фиксирует один вход и два сеанса.
Итак, мы разобрались с понятиями сеансов и входов.
Следующее понятие — пользователь . Это любой посетитель сайта, для которого в течение заданного в отчете периода времени регистрируется хотя бы один сеанс. В большинстве случаев количество сеансов превышает количество пользователей. Но если вы зададите, например, фильтр по странице или группе страниц, то может быть наоборот.
Новые пользователи — это уникальные пользователи, которые посещали сайт в течение заданного в отчете промежутка времени. Значение этого показателя обычно ниже, чем показателя «Пользователи».
Еще одно понятие — просмотры страниц . Это общее количество посещенных пользователями страниц сайта. Учитывается повторное посещение страниц. В рамках одного сеанса может быть несколько просмотров. Как и один пользователь может обеспечить несколько просмотров.
В отчетах «Поведение» / «Контент сайта» также есть понятие уникальных просмотров страниц . Это количество сеансов, во время которых конкретную страницу просмотрели хотя бы один раз.
Например, пользователь открыл страницу А, перешел на страницу В, после чего вернулся на А. Система в этом случае засчитает 2 просмотра страницы А и 1 уникальный просмотр страницы А.
Каналы и источники трафика В отчетах из раздела «Источники трафика» в GA есть понятия direct, referral, organic search, display, paid search и др. Это каналы трафика.
Direct — это прямые переходы на сайт. Например, пользователь ввел в строке браузера URL сайта и перешел по нему. Сюда же относятся переходы из закладок.
Referral — это трафик по ссылкам на сайтах. Например, вы разместили ссылку в статье блога, пользователь кликнул по ней и перешел на сайт. Но в этом канале не фиксируются переходы по ссылкам из соцсетей.
Organic Search — это переходы из органической поисковой выдачи. Трафик из контекста на поиске здесь не фиксируется.
Paid Search — здесь как раз фиксируются переходы из поисковой контекстной рекламы.
Social — это трафик из социальных сетей (всего GA идентифицирует переходы из около 400 соцсетей). При этом переходы по рекламным объявлениям здесь не отражаются.
Display — это переходы по медийной рекламе (РСЯ, КМС, баннерная реклама в социальных и медийных сетях).
Email — это трафик из почтовых рассылок.
GA по умолчанию самостоятельно определяет каналы трафика. Но часто возникают неточности (особенно с каналами вроде Display или Email). Для точной идентификации в GA канала трафика используйте при UTM-разметке ссылок в переменной medium рекомендованные значения .
Например, для канала Display — значения display или cpm, а для канала Email — значение email.
Помимо канала трафика в GA есть понятие источника трафика (например, в отчете «Весь трафик» / «Источник/канал»). Источник — это конкретный ресурс, с которого был переход на сайт (URL сайта или название поисковой системы).
GA самостоятельно определяет источники трафика. Но для более точной идентификации нужно заполнить UTM метки . Если канал определяется UTM переменной medium, то источник — переменной source.
Google Analytics — мощная система аналитики, но сложная в настройке. Вот чек-лист по ошибкам в настройке, из-за которых возникают неточности в статистике. Здесь же — способы исправления.
Клики, сеансы, пользователи (в отчете по трафику из Google Ads) Если вы установили связь Google Ads с GA, то в разделе «Источники трафика» / «Google Реклама» будут отображаться отчеты по контексту. Понятия пользователей и сеансов вам уже знакомы, но важно понимать их разницу с кликами.
Клики — это количество переходов на сайт по объявлениям контекстной рекламы. Рассмотрим, чем они отличаются от сеансов и пользователей.
Клики и сеансы
Количество кликов и сеансов обычно не совпадает, и вот почему:
Бывает, что пользователь несколько раз за сеанс переходит по рекламному объявлению (например, при выборе товара). В этом случае будет зарегистрировано несколько кликов в рамках одного сеанса. Если пользователь кликает по объявлению, добавляет страницу в закладки, а потом открывает эту же страницу из закладок, то регистрируется один клик и два сеанса. Если пользователь переходит по объявлению и быстро закрывает страницу (код GA при этом не срабатывает), то GA не фиксирует сеанс, но Google Ads регистрирует клик и передает данные в GA. Google Ads удаляет данные о недействительных кликах, чтобы рекламодатели их не оплачивали. Но данные об этих кликах отражены в GA как сеансы. Клики и пользователи
Если клики — это количество переходов по объявлениям, то пользователи — это количество уникальных посетителей, кликнувших по рекламе.
Число кликов и пользователей часто не совпадает, и вот почему:
Пользователь может несколько раз за сеанс перейти по объявлению. GA регистрирует несколько кликов, один сеанс и одного пользователя. Как и в случае с сеансами, при быстром закрытии страницы после перехода по объявлению код GA не срабатывает, и система не регистрирует пользователя. Но клик будет засчитан. Google Ads удаляет данные о недействительных кликах. Но данные о пользователях, которые кликали по рекламе, в полном объеме фиксируются в GA. Терминология Яндекс.Метрики Визиты, посетители, просмотры Визиты в Яндекс.Метрике — это то же самое, что сеансы в GA. Это последовательность активных действий пользователя на сайте.
Визит считается завершенным спустя 30 минут бездействия (как и в GA). В Метрике это время называется тайм-аутом визита. Его можно изменить в разделе «Настройки» на вкладке «Счетчик» (в дополнительных настройках). Минимум — 30 минут, максимум — 360.
Посетители в Яндекс.Метрике (в GA — пользователи) — это уникальные пользователи, которые впервые посетили сайт за отчетный период.
Для просмотра списка посетителей в Яндекс.Метрике есть раздел «Посетители и клиенты». Здесь по каждому посетителю указана страна, девайс, ОС, дата первого и последнего визита, активность, время на сайте и достижения целей.
Система учитывает посетителей по анонимным идентификаторам браузеров — они хранятся в cookie. То есть если один и тот же человек зайдет на сайт в Хроме на ноутбуке, а потом — в Сафари на айфоне, то Метрика покажет двух посетителей.
Помимо посетителей в Яндекс.Метрике учитываются новые посетители . Это посетители, которые в отчетном периоде зашли на сайт первый раз за весь период накопления статистики. Этот показатель используется при расчете доли новых посетителей в отчете «Посещаемость».
И последний показатель этого блока — просмотры . Это количество просмотров страниц на сайте за отчетный период. Этот показатель идентичен одноименному показателю в GA.
Рециркуляция, доля мобильных просмотров, время на материал Это понятия, которые появились после запуска раздела «Контент» в Метрике. Они отражены в отчете «Сводка».
Рециркуляция — это процент посетителей, которые перешли с конкретного материала на другие страницы сайта. Например, если рециркуляция 0%, то из контента никто не переходил, а если 100% — то все посетители куда-то перешли.
Доля мобильных просмотров материалов — это доля просмотров контента с планшетов или мобильных устройств.
Время на материал — это время активности посетителя на странице с контентом. Под активностью понимается пролистывание страницы, перемещение курсора, клики и т. п. Чем выше время на материал, тем интересней аудитории читать ваш контент.
Хотите повысить качество контента на сайте без особых усилий? Запустите модуль наполнения сайтов — специалисты будут регулярно пополнять вашу площадку полезным для целевой аудитории контентом. Вот подробный гайд с примерами и советами.
Есть еще два понятия в разделе «Контент» (отчет «Материалы») — доля просмотра материалов с доскроллом и дочтением.
Доскроллы — это процент посетителей, которые долистали контент до самого конца.
Дочтения — это процент посетителей, которые дочитали контент.
Система фиксирует скорость пролистывания страницы, и в зависимости от нее относит просмотр к тому или иному типу.
Различия в отчетах Яндекс.Директа и Яндекс.Метрики В Яндекс.Метрике могут отображаться данные из Директа. Для этого необходимо в Яндекс.Директе в параметрах кампании заполнить поле «Счетчики Метрики» и/или включить опцию «Размечать ссылки для Метрики».
После этого данные из Директа начнут передаваться в Метрику. Они доступны в разделе «Источники» в отчетах «Директ, сводка», «Директ, площадки» и «Директ, расходы».
Данные по визитам из Директа смотрите только в указанных выше отчетах. Распространенная ошибка — смотреть визиты в отчетах об источниках трафика, посещаемости и др. Дело в том, что в Директе стоит защита от скликивания, поэтому здесь не учитываются «подозрительные» визиты. Задача же Метрики — максимально точно учитывать все переходы. Поэтому она фиксирует и скликивания.
Также статистика по одной и той же кампании может отличаться в Метрике и Директе по другим причинам:
Неправильно установлен код счетчика. Номер счетчика не указан в Директе (или не включена разметка yclid). Пользователь перешел по объявлению, но закрыл страницу до загрузки счетчика Метрики (при переходе с мобильных расхождение может достигать 25%). Счетчик блокируется на стороне пользователя блокировщиком рекламы, специальным расширением или антивирусом. На посадочной странице настроен редирект или она не загрузилась из-за технических проблем. В объявлении указан URL с ошибкой или с недействительным сертификатом безопасности (например, http вместо https). Если вы заметили серьезные расхождения в отчетах Директа и Метрики, убедитесь в корректности их построения (указаны идентичные даты, модель атрибуции и т. д.). Если все в порядке, но расхождения есть, пройдитесь по описанному выше списку возможных проблем.
Чтобы работать с Яндекс.Директ и Google Ads в одном кабинете и получать понятную статистику по рекламным кампаниям, подключите модуль контекстной рекламы системы PromoPult :
автоматический подбор слов, автоматическая генерация объявлений, «умное» управление ставками, уникальная методика подсказки минус-слов. Система подходит для профессионалов и владельцев бизнеса.
Готовые отраслевые решения. Статистика в реальном времени. Для специалистов — множество точных настроек. Успешной вам работы!