Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
611 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Вита Балахнина: «не вдохновением единым живет писатель»

Современная реальность такова, что сегодня каждый человек, имеющий доступ в сеть Интернет и умеющий писать, может называть себя писателем. Но в чем же разница между писателем-любителем и профессионалом? Порассуждать на эту тему пригласили в гости проекта белорусскую писательницу, автора детских книг Виту Балахнину
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Фото из личного архива Виты Балахниной

Вита, вы занимаетесь очень интересной деятельностью — создаете книги, пишите рассказы и сказки для детей, расскажите, пожалуйста, почему решили стать писателем? С чем было связано это решение?

Страсть к сочинительству была со мной с самого детства. Первые воспоминания о создании сюжетов и персонажей связаны у меня с игрой в куклы и плюшевыми зверушками. Уже тогда это были не просто Машеньки и зайчики, а настоящие герои со своими характерами и детализованными историями. Меня рано научили читать (около 5 лет) и затем с удовольствием дарили мне детские книги. Некоторые из таких, например, «Сказки» А.С.Пушкина 1980 года от издательства «Малыш», теперь «живут» в нашей семейной библиотеке и уже неоднократно прочитаны моими собственными детьми.

На самом деле, я не планировала становиться писателем. В моей семье такая перспектива всегда приравнивалась к идее стать актрисой или космонавтом — что-то крайне маловероятное и почти нереальное. А потому, не ставя перед собой таких амбициозных целей, я вместе с тем обожала писать сочинения. Об одном из них мне напомнила моя учительница, когда я встретила ее, гуляя в парке со старшим сыном. Оказалось, она не только хранила его все эти годы, но и перечитывала с каждым новым детским коллективом.

Надо сказать, что именно учителя и их высокая оценка моих творческих начинаний оказали существенное влияние на мое восприятие себя, как человека сопричастного к литературному творчеству. В старших классах, когда мои отношения с математикой были почти безнадёжно испорчены, родители задались целью найти репетитора для исправления этой ситуации. Однако, учителя буквально в один голос просили их оставить эти попытки, ибо их девочке математика не понадобится. «Она же писатель, разве вы не видите?» — вопрошали они и в конце концов победили. Тем не менее, со мной случился отнюдь не журфак, но юриспруденция. Прекрасный опыт, открывший совершенно другие грани устной и письменной речи: стилистика деловой переписки, слово как «щит и меч», взгляд на устройство гражданско-правового общества через призму текстов нормативно-правовых актов.

Однако я никогда не переставала писать художественные тексты для души или по просьбам знакомых. Так родилось немало поздравительных стихов, юмористических очерков и даже сценариев для мероприятий разной степени значимости.

Что же касается профессионального писательства, а в моем понимании писатель — это тот, кто зарабатывает на создании произведений, мой путь начался в 2017 году с сотрудничества с издательством «Я МЕДИА». Находясь во втором декретном отпуске, я отправила им один из рассказов по совету приятельницы и буквально на следующий день получила предложение о публикации, а затем и гонорар, что укрепило мою веру в способность писать для широкой аудитории и стало началом нового жизненного этапа.

Сегодня кто только не пробует себя в писательстве, тем более, что есть помощники, которые могут создать любой контент. Я сейчас про chatGPT. Не боитесь конкурентов? И как на ваш взгляд, можно отличить опытного писателя от любителя? Какими навыками нужно обладать, чтобы книгу читали и тем более покупали?

Вы совершенно правильно сформулировали — создать любой контент, но контент не равно литературное произведение. К счастью ли, прогресс не остановить и, возможно, chatGPT, действительно пригоден для решения ряда задач, но конкурент для писателя он не более, чем топор конкурент для плотника. Здесь вспоминается анекдот про механика , который взял 1 доллар за удар молотком и 999 за знание, куда ударить.

У chatGPT нет главного — эмпатии, а без нее даже самые стройные тексты (не говорим сейчас о технических текстах) не способны передать глубину человеческих переживаний или вызвать искреннюю эмоцию читателя. Тексты ИИ — всего лишь компиляция, а никак не творчество, в значении создания качественно новых уникальных ценностей.

Возвращаясь к дискуссии о профессиональном писателе и любителе, то, на мой взгляд, понятия «опытный» писатель и «новичок» весьма оценочные и зависят от конкретных критериев: коммерческий опыт или опыт написания текстов в целом, опыт в определенном жанре, опыт в написании стихов или написании прозы и т.д.. По мере изменения критериев один и тот же писатель будет выглядеть по-разному опытным. Здесь вопрос скорее в другом — цель определения этого самого опыта? Для почитать это, скорее всего, вообще не будет иметь значения, а вот при выборе писателя для сотрудничества я бы рекомендовала смотреть чуть шире:

· наличие любого высшего образования как подтверждения общей эрудиции и навыка брать «длинные дистанции» ,

· наличие хотя бы минимального коммерческого опыта как подтверждения писательского навыка, независимо от жанра,

· а далее наличие, куда более важного, «жизненного опыта», так как барышня 18-20 лет не сможет написать о сложном производственно-технологическом процессе или глубоких драматичных переживаниях по понятным причинам отсутствия опыта,

· наличие той самой эмпатии и искренней заинтересованности в высоких результатах,

· уверенность в своих силах, жажда новых открытий и желание погрузиться в специфику деятельности о чем пишешь, например.

Для того, чтобы книгу читали и покупали недостаточно интересного сюжета или концентрированной пользы. Как и любой товар на рынке, книга нуждается в грамотном продвижении, что , безусловно, подразумевает определенный рекламный бюджет и привлечение квалифицированных специалистов.

Рассказываете ли своим детям сказки? И если рассказываете, то какие? Есть любимые у них сказки?

Мои сыновья уже взрослые для сказок, сейчас их интересует другая литература. Старший увлекается нон-фикшн, а младший детскими детективным историями из серии «Пять юных сыщиков» и «Детективы футболисты». Единственная, кто все еще любит вечерние книжные путешествия в некоторые царства и три-девятые государства — это дочь. Я уже упоминала сказки А.С.Пушкина из моего детства, к ним я могу добавить русские народные сказки, куда же без них. В какой-то период мы неустанно перечитывали приключения Колобка, пока однажды дочка не познакомилась с Жихаркой, очень уж она ей полюбилась. Читаем и сказки русских писателей — «Аленький цветочек» Аксакова, например, и сказки народов Западной Европы, так шведская сказка «Лиса и Куропатка» напоминает по сюжету басню Крылова «Ворона и Лисица», вот только именно последняя в сказке упустила свою добычу, раскрыв по глупости рот.

С недавних пор замечаю у дочки желание не просто слушать, но придумывать свои собственные сказки, где главной героиней становится она сама — принцесса Милая Эмилия Красавица. «Расскажи мне сказку про принцессу Милую Эмилию Красавицу» — говорит она, но сразу после моих слов «жила была Милая Эмилия Красавица» начинает разбавлять повествование своими собственными фантазиями, поселяя принцессу жить то в высокой башне, окруженной дремучим лесом, то во дворце, полном сказочных зверей.

Вита, современные дети особенные, они пропадают в гаджетах, зависают в интернете сутками, очень сложно заставить их читать книги. Как вы думаете, нужна ли современному ребенку сказка? И как вообще можно объяснить ребенку пользу чтения, например?

Эпоха развитых технологий, действительно, оказывает свое влияние на современных детей. Вспоминая себя в их возрасте, могу отметить, что я легче находила себе занятие самостоятельно, могла увлечься игрой на более длительное время, нежели это делают мои дети сегодня. И даже мультфильмы мы смотрели по-другому, более внимательно, я бы сказала. Нынешние дети находятся под постоянной информационной бомбардировкой низкокачественным контентом, что создает массу проблем и требует неимоверных усилий со стороны ответственного взрослого для контроля за потребляемым детьми информационным фаст-фудом. Как и в случае с пищей, я не спроста использую это сравнение, лучшее, что мы можем сделать — это обеспечить нашим детям здоровое и качественное питание, в данном случае для их умственного и нравственного развития. Безусловно, литература, в частности сказки, играют в этом очень важную роль. И не только потому, что они способствуют формированию базового представления о добре и зле, но и потому, что являются прекрасным способом замедлиться, сосредоточиться, проследить логическую цепочку событий, длиннее десятисекундного видеоролика и самостоятельно думать, делать выводы, вместо того, чтобы просто потреблять чужие.

Мой секретный способ объяснить ребенку необходимость читать книги состоит из двух пунктов: во-первых, следует показывать это личным примером. Поверьте, дети быстро начинают считать это чем-то особенным, если видят какую ценность чтение представляет для значимых взрослых. А, во-вторых, рассказать детям о том, что каждая книга — это уникальный опыт, который он может пережить, не всегда доступный в реальной жизни. Шансы сбежать на условно необитаемый остров (пусть даже на заднем дворе) с друзьями у современных детей стремится к нулю (в том числе, в силу отсутствия необходимости и слабого умения фантазировать «благодаря» гаджетам), но Том Сойер и Гекльберри Финн с радостью позволят им присоединиться к их лагерю счастливых пиратов и принять участие в других захватывающих приключениях. Книги открывают читателю космос, джунгли и даже путешествия во времени. Словом, уметь читать и не читать, все равно, как иметь билеты для путешествий в любую точку планеты и никогда никуда не ездить. Так и мотивирую.


Фото из личного архива

Наверное, сложно в современном таком непростом и часто жестоком мире найти источник вдохновения, как вы его находите ? И что может быть для современного писателя таким источником вдохновения?

Под вдохновением часто подразумевают некое особенное состояние, связанное в первую очередь с эмоциональным подъемом, всплеском креативной мысли, возникновением творческой идеи или жаждой познаний и наличием мотивации для немедленной ее реализации. Вдохновение также называют состоянием «потока», состоянием «расширенного сознания» или даже «продуктивным экстазом». Несмотря на то, что по запросу в поисковике можно найти целые инструкции по поиску вдохновения и приведению себя в, так называемое, состояние «потока», исследования в данной области пока носят скорее эвристический характер и не сформировали единого подхода к даче определения «вдохновению» или объяснению механизмов его возникновения.

Для себя я интерпретирую данный феномен, как эмоциональный отклик на те или иные факторы, побуждающий оформить свое видение происходящего и отношение к нему с помощью текста. Будучи эмоциональным человеком по своей природе, я довольно часто испытываю это состояние и могу выпалить в стихах негодование по поводу разбросанных по дому вещей. Конечно, не все тексты, даже написанные по вдохновению, сразу получаются, что называется, стоящими. Но работа над их улучшением куда менее творческий, рутинный процесс, который выполняется даже в отсутствие вдохновения. Поэтому, не вдохновением единым живет писатель, но и дисциплиной, что порой приводит к куда более значимым результатам. Рада ли я, когда испытываю вдохновение? Да. Означает ли оно, что получится хороший текст? Нет. Поэтому не трачу ресурс на поиски и не страдаю от его отсутствия.

Готовясь к нашему интервью, я прочитала подаренную вами книгу «Эх, Вовка» и обнаружила, что вы пишите в очень реалистичном жанре, герои ваших рассказов обыкновенные мальчишки-современники, почему выбрали именно такой жанр? Он более востребован? Не думали стать такой отечественной Джоан Роулинг?


обложка сборника рассказов «Эх, Вовка»

На самом деле, это скорее жанр выбрал меня, нежели я его. Скажу вам даже больше, это не просто реалистичные истории о мальчишках-современниках, это рассказы, основанные на реальных событиях из жизни моих собственных детей, крестников и племянников с оригинальными именами главных героев. Будь то грустные или смешные истории, ими хочется поделиться. Друзья и знакомые часто, выслушав, говорили мне, что с этих историй, ну хоть рассказы пиши. Вот я и написала, получается. Сюжеты для детских произведений часто диктует сама жизнь. Если успеешь в суете будней поймать мгновение, прислушаться к разговору дочки с плюшевым медведем, когда она шепчет ему секреты или побеседовать с сыном перед сном о том как устроен мир, то тут только успевай записывать. И хотя без художественного вымысла не обходится, все совпадения не случайны.

Мне очень нравится творчество Джоан, хотя признаюсь, к своем стыду, что сужу о нем только по экранизациям ее произведений. Она создала настоящую волшебную вселенную и сильный узнаваемый бренд. Тем не менее, мне бы хотелось пройти свой собственный творческий путь и увидеть куда он меня приведет.

Вита, а какие у вас творческие планы? Не задумывались о смене направления. Например, написать, женский роман ?

Я открыта для всех творческих направлений и женских романов в том числе, хотя в настоящее время для меня является приоритетным развитие собственного проекта по написанию книг на заказ в качестве наемного писателя. Сегодня это особенно актуально по ряду причин.

Не смотря на видимую популярность социальных сетей, где каждый может демонстрировать себя и транслировать в массы любую информацию, люди все чаще осознают потребность в чем-то более глубоком и фундаментальном. Им хочется не только запечатлеть самые яркие воспоминания, свой жизненный опыт или семейные ценности, но и сохранить их.

Фотоальбомы давно вошли в нашу жизнь и сегодня являются ее неотъемлемой частью, но фотографии лишь показывают то, как человек выглядит или передают эмоцию в моменте, в то время как книга может рассказать кем человек был, чем жил, что чувствовал и какой путь прошел. Такая книга может стать настоящим наследием для будущих поколений или уникальным подарком для значимых людей. Как и портреты, написанные со знатных особ в прошлом, биографические книги долгое время посвящались жизни исключительных, выдающихся людей, сегодня это доступно практически каждому. Возможно, в ближайшем будущем это станет хорошей традицией и семейные архивы начнут пополняться книгами о самых близких и дорогих сердцу людях.

Активно развиваюсь и в таком направлении как гострайтинг. В отличие от наемного писателя, гострайтер всегда остаётся лишь незримым помощником автора. На сегодняшний день до 70% экспертной литературы, особенно известных предпринимателей, экспертов и коучей написаны с привлечением гострайтера. Вы можете быть просто мега крутым специалистом, но если не выразить это с помощью слов, то об этом никто может и не узнать. Книга — это ваш личный бренд в переплете. Сегодня многие поняли силу сова, неспроста набирают популярность большое количество речевых и писательских курсов. Но это долго, дорого и не гарантирует результат, зато отнимает очень ценный, невосполнимый ресурс — время.

Потому, если вы высококлассный специалист, обладающий глубокими теоретическими познаниями, имеющий практические навыки, владеющий полезной информацией и хотите заявить о себе в профессиональном сообществе с помощью экспертной книги, гострайтер — это ваш проводник, который проведет кротчайшим маршрутом, с максимальным комфортом и гарантированным результатом.

Вы заметили, что сегодня контент и storytelling становится востребованным и бизнесом? Если вам предложат написать историю для бренда, вы бы решились на такое творчество? Или может быть вы уже работали с бизнесом?

Потребности бизнеса в профессиональном писателе сегодня не ограничиваются созданием контента. Грамотный собственник/руководитель всегда уделяет особое внимание подготовке текстов для публичных выступлений, информационных статей для профильных ресурсов, коммуникации со средствами массовой информации, например, с помощью заранее написанных продуманных ответов на вопросы интервью и т.п.. С помощью хорошо продуманного текста бизнес может укрепить свой бренд, повысить лояльность клиентов и даже привлечь инвестиции. А порой бизнес вынужден приносить извинения, желая при этом сохранить не только клиентов, но и свое лицо. Как мы говорили ранее, работа с текстом — это отдельный навык, и не всегда собственник/руководитель им владеет, будучи при этом прекрасным специалистом в своей области. Поэтому привлечение наемного писателя зачастую отличное решение.

В настоящее время у меня в работе как раз заказ от бизнеса, направленный на создание уникального торгового предложения и повышение узнаваемости бренда, с помощью дополнения основного продукта несколькими литературными произведениями, объединенными общей тематикой. Это очень интересный проект, их продукт в первую очередь ориентирован на детей. Поэтому для работы над ним привлекаю свою семейную фокус-группу из собственных экспертов для проверки некоторых гипотез и поиска наилучшего решения.


Вита, а как вы думаете есть ли разница между процессом написания книги на заказ и по личному вдохновению?

Разница, безусловно, есть и она вполне ощутима. Дело не только в выборе темы или сюжетных хитросплетений, которые определяет заказчик, дело в первую очередь в осознании писателем себя и своей роли в создании книги на заказ. Во время выполнения заказа необходимо грамотно сочетать твердость в организации процесса, деликатность в коммуникации, гибкость и вариативность в работе с текстом. И если с написанием биографических книг все более или менее понятно, то гострайтинг потребует дополнительных компетенций — быть командным игроком, не конкурировать с автором и выполнять свою функцию, проявляя инициативу лишь в предусмотренных договоренностями пределах, одновременно мягко направляя и поддерживая, чтобы привести к запланированному результату.

Ведь прежде чем решиться на написание книги, заказчик прошел определенный путь, зачастую очень тернистый и только ему ведомо каких усилий стоило для него оказаться там, где он сейчас. Прежде чем решиться на сотрудничество с наемным писателем, заказчик преодолел немало страхов, как то: «сохранность конфиденциальной информации», «не украдут ли его идею для книги», «а вдруг кто-то узнает, что был помощник и осудит» или «как он может помочь с написанием книги, если он не хирург(маркетолог, психолог)». Для заказчика это всегда больше, чем просто книга. Его имя будет стоять на обложке, его голосом будет звучать для читателя.

Сегодня модно быть успешным, хочу спросить у вас как творческого человека, что для вас успех и быть успешным?

С точки зрения психологии, успех — это состояние радости от удовлетворения диапазона ожиданий. И мне откликается это определение.

Я чувствую себя успешной, когда удаётся реализовать планы, будь то личные или творческие, когда сокращается разрыв между желаниями и реальностью. Вместе с тем, я осознаю, что это состояние не может быть перманентным и те, кто транслирует успешный успех нон-стоп скорее всего лукавят. Для меня успех не является самой целью, а скорее бонусом к достижению значимых результатов.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.