Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
929 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Помогает ли виртуальный врач: как я тестировала сервис телемедицины «Яндекс.Здоровье»

C 1 января в России легализована телемедицина: в силу вступил закон, официально приравнивающий электронные рецепты к бумажным, а медицинскую консультацию по телефону – к посещению врача. Но пока инфраструктура для государственной телемедицины еще не создана, а нишу занимают частные поставщики услуг. Я протестировала популярный телемедицинский сервис «Яндекс.Здоровье» и готова рассказать о его достоинствах и недостатках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Яндекс.Здоровье» в работе

Прежде чем определить врача, к которому я хочу обратиться, я изучила сайт. Здесь можно подобрать специалиста как по категории, так и по теме обращения. Список врачей не слишком велик: терапевт, педиатр, детский и взрослый невролог, венеролог, дерматолог и гинеколог, и, внезапно, ветеринар. Тем тоже немного – 19. Здесь есть как типичные (аллергия, простуда, боли в спине, расстройство ЖКТ), так и специфические (переедание, употребление алкоголя, планирование семьи). Перечень далеко не полный, но расширять его сервис пока не намерен, о чем сообщается в разделе «Партнеры».

Любая пробная консультация стоит 199 рублей ($3,54) при первом обращении и 499 рублей ($8,87) – при всех последующих (по данным на 1 февраля 2018).

Моим изначальным планом было узнать, о чем может свидетельствовать боль в колене. Но врача-ортопеда, столь редкого в наших поликлиниках, в сервисе не нашлось. Раздела «Боли в коленях» тоже не было. Поэтому я решила выбрать невролога и пожаловаться ему на боли в спине.

Сначала сервис предложил мне заполнить медкарту – вполне обычную форму электронной регистрации на сайте (имя, почта, электронный адрес, телефон) и привязать к ней банковскую карту. Другие формы оплаты, в том числе и «Яндекс.Деньги», сервис не принимает. После этого я выбрала способ связи с врачом (предлагались видеосвязь, голосовое общение или чат): я решила, что мы будем общаться через камеру.

Сервис обещает, что врач выйдет на связь немедленно и уделит вам столько времени, сколько понадобится. Однако после моего вызова соединения со специалистом не произошло. Я получила уведомление о том, что «все врачи заняты и вряд ли освободятся в ближайшие 15 минут». Обращение к терапевту привело к тому же результату. «Яндекс.Здоровье» предложил мне оставаться на связи и ждать уведомления от сайта.

Из-за того, что сервис не сообщил ничего определенного о времени консультации, я решила отменить эксперимент и продолжить в другой день. Деньги за такую незавершенную консультацию сервис не списывает.

При новом обращении я изменила форму связи на чат. И в этот раз мне повезло больше: невролог откликнулся сразу.

b_5a840867dcf5e.jpg

В чате с ней я подробно описала, что меня беспокоит, какой характер у боли, где и когда она проявляется. Меня расспросили о предыдущих посещениях врача и о том, принимаю ли я меры по облегчению боли. В целом диалог с врачом длился больше получаса.

b_5a8408760081c.jpg

b_5a84087f89fe5.jpg

В результате я получила диагноз с оговоркой «вероятно» – «остеохондроз грудного отдела позвоночника» – и советы по дальнейшему лечению: обследоваться у невролога, пройти рентгенограмму и записаться к кинезиотерапевту. Врач также посоветовала мне препараты при обострении боли (все безрецептурные) и дала рекомендации по режиму: не перегружать позвоночник.

Диалог с врачом после завершения консультации недоступен, но все его назначения и рекомендации сохраняются в медицинской карте. Ее можно открыть в любой момент, в том числе из мобильного приложения.

b_5a84088e00632.jpg

Оказалась ли консультация полезной для меня? Без сомнения. Не уверена, что смогла бы за полчаса найти ту же информацию в сети. Для тех, кто планирует лечиться и обследоваться в частных клиниках, сервис будет полезен, ведь вы можете пропустить первичный прием и не выходя из дома узнать, какие анализы и обследования стоит пройти. Однако «Яндекс.Здоровье» не сэкономит время тем, кто после консультации отправится в муниципальную поликлинику: им предстоит заново пройти терапевта и врачей-специалистов, чтобы получить все нужные направления и назначения.

Существенный минус сервиса: «Яндекс.Здоровье» не показывает сведения о врачах. Поэтому у «телепациента» нет никаких гарантий, что его действительно обследовал дипломированный специалист. Поиск в сети показал, что врач-невролог с таким именем, как мой собеседник, действительно работает в одной из клиник Ставрополя. Но должность оказалась другой, а внешность не совпадала с аватаром в «Яндекс.Здоровье».

UPD: Информация о враче (рейтинг, стаж работы, образование и профессиональные навыки) доступна во время диалога. Для этого необходимо нажать иконку «i» в шапке чата. Однако после завершения диалога в десктопной версии сервиса информация недоступна.

Назначения есть, а рецепта нет: почему так?

Телемедицина легализована, но «Яндекс.Здоровье» и другие сервисы по-прежнему не могут выписывать пациентам рецепты, направления и больничные листы. Ведь по новому закону телемедицинские услуги доступны только учреждениям из Федерального реестра медицинских организаций. Имена врачей должны быть включены в Федеральный регистр медицинских работников (его будут вести кадровики медучреждений). Это даст каждому пациенту гарантию, что консультировать его будет реальный врач с должным уровнем профессионализма. Что касается рецептов, то для них врачу понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

В России создают инфраструктуру для государственных телемедицинских услуг: разрабатывают сервис для авторизации пациентов и врачей на базе портала «Госуслуги», ведут обучающую программу для врачей, запускают всероссийский сервис электронных медицинских карт.

После ввода инфраструктуры в работу пациенты смогут не только проконсультироваться, но и получить электронный рецепт на любые необходимые препараты и оформить больничный лист. Это дело будущего, вероятно, не слишком отдаленного: по заявлениям некоторых чиновников, телемедицина в России станет реальностью уже в 2018 году. Будут ли частные сервисы «удаленной медицины» успешно уживаться с услугами по ОМС, как сегодня государственные клиники существуют рядом с частными? Время покажет.

Тренды в телемедицине станут главной темой ежегодной b2b-конференции M-Health Congress, которая состоится в Москве 3 апреля. Участники обсудят «технологии будущего» в медицине, а также направления, перспективные для инвестиций и разработок.

Алена Андреева

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.