Помогает ли виртуальный врач: как я тестировала сервис телемедицины «Яндекс.Здоровье»
Яндекс.Здоровье» в работе
Прежде чем определить врача, к которому я хочу обратиться, я изучила сайт. Здесь можно подобрать специалиста как по категории, так и по теме обращения. Список врачей не слишком велик: терапевт, педиатр, детский и взрослый невролог, венеролог, дерматолог и гинеколог, и, внезапно, ветеринар. Тем тоже немного – 19. Здесь есть как типичные (аллергия, простуда, боли в спине, расстройство ЖКТ), так и специфические (переедание, употребление алкоголя, планирование семьи). Перечень далеко не полный, но расширять его сервис пока не намерен, о чем сообщается в разделе «Партнеры».
Любая пробная консультация стоит 199 рублей ($3,54) при первом обращении и 499 рублей ($8,87) – при всех последующих (по данным на 1 февраля 2018).
Моим изначальным планом было узнать, о чем может свидетельствовать боль в колене. Но врача-ортопеда, столь редкого в наших поликлиниках, в сервисе не нашлось. Раздела «Боли в коленях» тоже не было. Поэтому я решила выбрать невролога и пожаловаться ему на боли в спине.
Сначала сервис предложил мне заполнить медкарту – вполне обычную форму электронной регистрации на сайте (имя, почта, электронный адрес, телефон) и привязать к ней банковскую карту. Другие формы оплаты, в том числе и «Яндекс.Деньги», сервис не принимает. После этого я выбрала способ связи с врачом (предлагались видеосвязь, голосовое общение или чат): я решила, что мы будем общаться через камеру.
Сервис обещает, что врач выйдет на связь немедленно и уделит вам столько времени, сколько понадобится. Однако после моего вызова соединения со специалистом не произошло. Я получила уведомление о том, что «все врачи заняты и вряд ли освободятся в ближайшие 15 минут». Обращение к терапевту привело к тому же результату. «Яндекс.Здоровье» предложил мне оставаться на связи и ждать уведомления от сайта.
Из-за того, что сервис не сообщил ничего определенного о времени консультации, я решила отменить эксперимент и продолжить в другой день. Деньги за такую незавершенную консультацию сервис не списывает.
При новом обращении я изменила форму связи на чат. И в этот раз мне повезло больше: невролог откликнулся сразу.
В чате с ней я подробно описала, что меня беспокоит, какой характер у боли, где и когда она проявляется. Меня расспросили о предыдущих посещениях врача и о том, принимаю ли я меры по облегчению боли. В целом диалог с врачом длился больше получаса.
В результате я получила диагноз с оговоркой «вероятно» – «остеохондроз грудного отдела позвоночника» – и советы по дальнейшему лечению: обследоваться у невролога, пройти рентгенограмму и записаться к кинезиотерапевту. Врач также посоветовала мне препараты при обострении боли (все безрецептурные) и дала рекомендации по режиму: не перегружать позвоночник.
Диалог с врачом после завершения консультации недоступен, но все его назначения и рекомендации сохраняются в медицинской карте. Ее можно открыть в любой момент, в том числе из мобильного приложения.
Оказалась ли консультация полезной для меня? Без сомнения. Не уверена, что смогла бы за полчаса найти ту же информацию в сети. Для тех, кто планирует лечиться и обследоваться в частных клиниках, сервис будет полезен, ведь вы можете пропустить первичный прием и не выходя из дома узнать, какие анализы и обследования стоит пройти. Однако «Яндекс.Здоровье» не сэкономит время тем, кто после консультации отправится в муниципальную поликлинику: им предстоит заново пройти терапевта и врачей-специалистов, чтобы получить все нужные направления и назначения.
Существенный минус сервиса: «Яндекс.Здоровье» не показывает сведения о врачах. Поэтому у «телепациента» нет никаких гарантий, что его действительно обследовал дипломированный специалист. Поиск в сети показал, что врач-невролог с таким именем, как мой собеседник, действительно работает в одной из клиник Ставрополя. Но должность оказалась другой, а внешность не совпадала с аватаром в «Яндекс.Здоровье».
UPD: Информация о враче (рейтинг, стаж работы, образование и профессиональные навыки) доступна во время диалога. Для этого необходимо нажать иконку «i» в шапке чата. Однако после завершения диалога в десктопной версии сервиса информация недоступна.
Назначения есть, а рецепта нет: почему так?
Телемедицина легализована, но «Яндекс.Здоровье» и другие сервисы по-прежнему не могут выписывать пациентам рецепты, направления и больничные листы. Ведь по новому закону телемедицинские услуги доступны только учреждениям из Федерального реестра медицинских организаций. Имена врачей должны быть включены в Федеральный регистр медицинских работников (его будут вести кадровики медучреждений). Это даст каждому пациенту гарантию, что консультировать его будет реальный врач с должным уровнем профессионализма. Что касается рецептов, то для них врачу понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
В России создают инфраструктуру для государственных телемедицинских услуг: разрабатывают сервис для авторизации пациентов и врачей на базе портала «Госуслуги», ведут обучающую программу для врачей, запускают всероссийский сервис электронных медицинских карт.
После ввода инфраструктуры в работу пациенты смогут не только проконсультироваться, но и получить электронный рецепт на любые необходимые препараты и оформить больничный лист. Это дело будущего, вероятно, не слишком отдаленного: по заявлениям некоторых чиновников, телемедицина в России станет реальностью уже в 2018 году. Будут ли частные сервисы «удаленной медицины» успешно уживаться с услугами по ОМС, как сегодня государственные клиники существуют рядом с частными? Время покажет.
Тренды в телемедицине станут главной темой ежегодной b2b-конференции M-Health Congress, которая состоится в Москве 3 апреля. Участники обсудят «технологии будущего» в медицине, а также направления, перспективные для инвестиций и разработок.
Алена Андреева