Зачем и когда проводить анализ конкурентов? Глобально: для роста трафика, конверсий на сайте и повышения заработка клиента. В общем, ради всего, для чего и затевается бизнес.
Локально: для выявления сильных и слабых сторон сайта, переоценки его структуры, посадочных страниц, ссылочной стратегии, коммерческих и поведенческих факторов. Важно отметить для себя не только плюсы конкурентов, но и их недостатки. Такой анализ — база для грамотной стратегии, которая поможет достичь целей глобальных.
Лояльно ❤. Анализ конкурентов — очень хороший инструмент повышения лояльности вашего клиента. SEO-шники, ответственные за проект, еще лучше его понимают, вникают в особенности бизнеса заказчика, в конце концов — сближаются с человеком. Концепция human-to-human как раз об этом.
Когда? Рассмотрим первый вариант — старт работ . Для него анализ конкурентов обязателен. Выясняем базу: что за проект, про что он, что за ниша, кто в ней есть, кроме заказчика, откуда его конкуренты получают трафик.
Грамотный анализ поможет ответить на важные вопросы.
— Мы будем продвигаться по низкочастотным запросам и получать супер-целевой трафик?
— Сайт уже занимает неплохие позиции и наша задача — бороться за топ по высокочастотным запросам?
— А может, мы будем наращивать общий трафик и по информационным, и по коммерческим запросам?
Вариаций масса. Влияют на них моно- или мультирегиональность, регионы продвижения, загруженность ниши и еще десятки факторов.
Второй вариант — ситуативный анализ. Как правило, его проводят на этапе, когда SEO-шник вводит новую группу запросов, или замечает, что позиции плохо растут по каким-то разделам или группам. Самое время провести анализ для сверки: возможно, специалист упускает очевидное или пропустил важное обновление в индустрии.
Третий вариант — стагнация . Чтобы из нее выбраться, нужны новые идеи. Их как раз можно подсмотреть у конкурентов.
Как применить результаты анализа? Выясняем точки роста:
почему у конкурента покупают больше, а у нас — меньше или вообще не покупают; способы удержания клиента и повышения среднего чека; в какие подниши можно углубиться для меньшей конкуренции. Еще оцениваем, что с нишей в целом: растет, падает, стагнирует. И, конечно, считаем чужие деньги! Точные бюджеты на рекламу и продвижения определить без внутренних источников почти невозможно. Но даже приблизительная оценка позволит неплохо сравнить возможности клиента и его конкурентов.Виктория, SEO-специалист Rocket Business
Помимо технических параметров пройдитесь и по такому чек-листу. Как конкуренты:
получают трафик; подстраиваются под сезонные и месячные циклы продаж; реагируют на кризисы и застои; выбирают tone of voice общения с аудиторией. Как подготовиться к анализу? Позиционирование. Чем бизнес вашего клиента выделяется среди конкурентов? Вернемся к GJ.
Ранее бренд позиционировался как fast fashion — быстро реагировал на тренды, быстро производил и поставлял. Сейчас фокус сместился на качество материалов и пошива, при этом скорость производства сохраняется.
Сегмент ЦА сохранился: женский отдел самый объемный.
Отзывы . Рискуем уйти в SERM, но все же напишем пару слов. Социальные подтверждения формируют мнение целевой аудитории о компании влияют на репутацию — и в лучшую, и в худшую сторону. Отзывы могут сыграть настолько важную роль, что на пути к сайту значительная часть пользователей может передумать. Ниша с традиционно низкими рейтингами — городские поликлиники. На их фоне особенно круто смотрятся платные медцентры, которые традиционно много внимания уделяют репутации в сети. Возможно, в поликлиниках произошел мейковер, исчезли очереди, неработающие лифты, неприветливый персонал. А вот шлейф негативной репутации никуда не делся.
А что там у GJ? Довольно неплохо. И по количеству, и по качеству. Больше 300 отзывов и оценка 4,5 в Яндексе* — очень даже хороший рейтинг. По сравнению с конкурентными оценками в 4,2, 4,3 и 4,4 — точно неплохо.
Mystery shopping. Это наш старый добрый прием — тайный покупатель. Сделайте самое простое: оставьте заявку на сайте, оформите заказ без оплаты, закажите обратный звонок по услуге, оставьте запрос на консультацию. В общем — любое конверсионное действие на сайте.
Фиксируйте данные:
ответили ли вам; когда перезвонили или написали; как проконсультировали; что предложили; совпадают ли условия на сайте с фактическим сервисом. Ответы не дают объективной картины, особенно в случае крупных клиентов — федеральных сетей или магазинов. Зато помогут получить представление о возможных проблемах и стратегиях комментарийной отработки. Что оцениваем? Мы добрались до практической части. Далее мы пройдемся по пунктам в таблице с анализом конкурентов. Оценивать будем:
показатели трафика; техническую оптимизацию сайта; ссылочную массу; коммерческие факторы.
Разбираем конкурентов Gloria Jeans Трафик . Сайт gloria-jeans.ru высокотрафиковый, поэтому данные из SimilarWeb можно взять без проблем. То же относится к сайтам конкурентов: ostin.com, oodji.com, modis.ru, befree.ru. А скачать полный шаблон можно
тут Что видим? По общему количеству визитов и органике понятно, что главный конкурент — O’STIN, остальная тройка имеет показатели существенно ниже. Поведение посетителей на всех сайтах примерно одинаковое.
Техническая оптимизация. GJ однозначно стоит проработать 404-ю страницу, которая почему-то отдает ответ 200.
Микроразметка здесь визуально востребованная вещь, важно ей уделять внимание. Представьте, насколько это цитируемые сайты: как минимум, ссылки на товары пересылают друг другу в мессенджерах и соцсетях.
Скорость сайта — тоже не сильное место. Сюда же отнесем оптимизацию изображений.
Почему у 3 из 5 магазинов нет заголовка H1 на главной странице, можно только делать предположения.
Ссылочная масса. GJ лидирует по количеству ссылающихся доменов и ссылок — примерно в 2-4 раза больше, чем у конкурентов. Пропорционально распределение по всем типам ссылок также выше у GJ.
Коммерческие факторы. Тут справедливо работает правило «чем больше, тем лучше». Стандартный способ связи с техподдержкой — чат-бот — не везде реализован. Онлайн-консультант считается допотопным инструментом, но и он бы пригодился. С ним пользователям не нужно переходить в мессенджеры: они остаются на сайте и совершают действия.
Отзывы в карточках товара есть на 3 из 5 сайтов. Мотивировать покупателей давать обратную связь на сайтах гораздо сложнее, чем на маркетплейсах. Но пытаться все же нужно: о влиянии социальных подтверждений на принятие решения написано и сказано достаточно. Люди куда охотнее тратят деньги, когда знают о том, что такую покупку уже одобрил незнакомец в интернете.
Социальное присутствие — важный фактор, особенно в тематике одежды и моды. Оджи, например, проигнорировали размещение ссылок на свои соцсети.
Проверка конкурентов на наличие коммерческих факторов дает нам понимание общей картины — все ли мы учитываем при взаимодействии пользователя с сайтом или что-то упускаем. Поболтаем про клиентов Бывает, что клиент смотрит на весь проведенный анализ и:
— расстраивается и решает, что все слишком долго-объемно-невозможно и откладывает нововведения;
— решает, что все не так уж и плохо и затягивает с правками;
— понимает, что изменения нужны масштабные, а выделить на них ресурсы сейчас он не готов.
Что делать? Будем откровенны, всех пугают большие таблицы и огромные списки. Чтобы к ним подступиться, заказчику нужно сделать дополнительное усилие над собой. Стоит не просто показать объем проделанной работы, но и помочь клиенту понять, что с этим делать. Выход такой:
1. Дробить. SEO-шник в любом случае разбирает анализ на конкретные задачи для программистов, дизайнеров, контент-менеджеров. Такой список стоит показать и клиенту. Тогда вы не просто указываете на минусы сайта, а предлагаете шаги по решению проблем.
2. Расставлять приоритеты. Про классику тайм-менеджмента вы прочитаете в другой статье. Здесь следуйте принципу разделения дел на важное/срочное/неважное/несрочное. Поможет разобраться в плане работ и вам, и клиенту.
3. Внедрять изменения. Главное — просто начать делать. Между анализом и работами на сайте должно пройти минимальное количество времени.
4 . Регулярно проводить аудиты. Один раз — круто, но недальновидно. Вместе с клиентом нужно решить, как часто вы будете проводить сравнительные анализы. У проекта могут быть сезонные особенности, может поменяться набор услуг или товаров, а на рынке может появиться новый инструмент для анализа. Установите периодичность проверок — например, раз в 6 месяцев — и соблюдайте ее.
Наш Телеграм-канал с новостями и обзорами
Канал для партнеров с лидами на SEO, разработку, дизайн, SMM
Давайте поболтаем в комментариях! Что еще стоит учесть при анализе конкурентов? Как ваши клиенты реагируют на его результаты?