Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
7 726 14 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Опыт написания идеального технического задания

Хорошее ТЗ подобно отличной карте, которую вы вверяете в руки нанятому вами Индиане Джонсу. Плохая карта заставит вас и вашего Индиану Джонса проходить через запутанные лабиринты, коварные ловушки и овраги со змеями...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Люди по-разному трактуют события и явления, иначе видят решения задач. В ситуациях, когда есть четкий план, любая неправильная трактовка может привести к неожиданным результатам, и скорее всего, вы получите не то что хотели.

Если по написанному вами ТЗ люди делают то что вы хотите получить, и в процессе работы вы не тратите лишних сил на дополнения и переформулирование собственных мыслей - значит вы умеете круто ставить задачи, и у вас есть чему поучиться.

Если даже после прочтения ТЗ исполнитель делает что-то не так, значит, вам нужно пересмотреть свой подход к постановке задач. Даже самый крутой исполнитель, которого вы нанимаете на проект, сделает не то что вам нужно, если вы составили для него плохое техническое задание.

b_5592a84a4bb73.jpg

Чтобы написать хорошее ТЗ, вам необходимо представить себя на месте человека, которому оно адресовано. Проиллюстрируем эту мысль.

Мы делаем видеоролики, и пару месяцев назад для нас было в новинку привлекать к работе иллюстраторов. Первые наши технические задания порождали череду вопросов со стороны исполнителя, и нам приходилось созваниваться и объяснять человеку что мы имеем ввиду в таком-то и таком-то пункте. В какой-то момент мы устали, устал иллюстратор. Это был повод задуматься.

Как нам кажется, проблема заключалась в том, что мы формулировали задание слишком общими фразами, что давало иллюстратору повод додумывать и тратить время на поиски не профильной для него информации.

Что было плохо:

  1. Мы писали список требований к иллюстрациям для анимации, не сопроводив эти требования примерами с картинками и видео. Это был просто текст вроде: “старайтесь рисовать гнущиеся элементы таким образом, чтобы энкор поинты суставов совпадали друг с другом”. Из-за того что мы поленились это проиллюстрировать, наш иллюстратор сделал то что нужно только с третьего раза.
  2. Мы насыщали ТЗ слишком большим количеством примеров. Иллюстратор буквально тонул в изобилии работ, которые нам нравятся. Не было четкого стилистического ориентира.
  3. Много текста. Мы писали лишнюю информацию о проекте. Эта информация никак не могла помочь иллюстратору сделать его работу.
  4. Раскадровка с недостаточными пояснениями о том что будет происходить в слайде.
  5. Доступность ТЗ только онлайн, на Гугл Диске.
  6. Мы не имели четкого представления для кого пишем это ТЗ. Мы не вошли в роль этого человека для нашего проекта.

Конечно, можно предположить что человек, нанятый на проект, сам по себе такой, недогадливый и недалекий. Эту мысль мы откидываем сразу. Цель ТЗ - не проверять интеллектуальные способности человека и не играть с ним в угадайку. Когда вы нанимаете кого-то на проект, как правило, это не самые глупые люди, правда? Вы же видели предыдущие работы человека, вы общались с ним перед началом проекта.

Проанализировав свои ошибки, мы поменяли подход к написанию технического задания. Наш последний проект получился очень легким на подъем, во многом это благодаря тому, что мы стали четче и обдуманнее ставить задачи. Мы значительно меньше времени стали тратить на дополнительные объяснения. ТЗ состояло из 43 страниц. Возможно, мы немного перестарались, но первые слова иллюстратора, после прочтения нового ТЗ, были такими:

ET2c68vgX4L0IzHdQa3Q1eltyJ_NwJZSK9LOQTQo

Суть нашего нового подхода к написанию ТЗ свелась к следующему:

1. Очень кратко и емко нужно описать для кого этот проект, какие задачи нужно решить по окончанию проекта, и какую конкретную задачу решает человек, которого вы нанимаете на проект. Таким образом, он не будет работать вслепую, понимание “что” и “зачем” позволит ему предложить вам лучшие решения.

2. Сопроводить исполнителя всеми необходимыми материалами, которые нужны для работы: референсы, картинки и видео с объяснениями. Наш последний проект был посвящен работе кухонного прибора. В сети без проблем можно найти тысячи статей, картинок и видео о его работе. Мы сэкономили время иллюстратору и собрали самые очевидные и понятные картинки и видео. Это заняло у нас 15 минут. Но мы уверены что сэкономили гораздо больше времени на работу.

YQzMWh2E3hUH6AHK0MpUGNPpTizhAeIqv84LxfOS

3. По пунктам четко и кратко написать все что требуется сделать, чтобы считать работу завершенной.

F2ZWK34StKoRqXV5zwXLWvpzjITWVWwQtIqImfct

4. Любые технические требования теперь мы иллюстрируем и записываем видео. Тут важно побольше задавать вопросов себе: что в нашем пайплайне может быть непонятно? Что может породить дополнительные вопросы?

WTFPKYa3wvue52m-tcJ6XmdJ_bK6H0JB05SHueBU

5. Теперь мы скидываем не только текст в формате Гугл Докс, но еще ссылку на скачивание PDF версии ТЗ, чтобы в случае неполадок с интернетом, ТЗ было под рукой.

Некоторые из этих вещей могут показаться естественными, однако осознание этой естественности пришло с опытом. Надеемся что информация в этой статье была полезна. Хотелось бы в комментариях услышать о ваших пониманиях идельного ТЗ.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Techmedia
Мы построим ваш бизнес в сети интернет.
Владимир 20169
Ребята, было бы идеально увидеть пример ТЗ. Светить ТЗ клиента не стоит. Сделайте для виртуального клиента. Понимаю, что трудоемко, но я бы зарепостил именно с примером.
Ответить
Рожь Студия
урожайные видеоролики для бизнеса
Павел 20002
действительно, это трудоемкое занятие, сейчас не можем сделать виртуальное ТЗ, потому что не можем на это выделить время. в статье описаны все принципы и все "секреты" уже рассказаны)
Ответить
ZONA
Товары и услуги со всей России
Антон Филиппов
Мне кажется столько времени тратить на ТЗ бессмысленно. Лично по своему опыту знаю, что любой живой диалог, гораздо эффективней n-го числа страниц. А в ТЗ прописываются только основные/важные моменты.

ps пол часа по skype с разбором и примерами + краткое ТЗ по ключевым моментам, дает результат ничуть не хуже и времени экономится вагон...
Ответить
Рожь Студия
урожайные видеоролики для бизнеса
Павел 20002
Согласен с вами что живое общение очень хорошо. мы всегда созваниваемся по скайпу.Однако опыт показывает, что в процессе работы нам приходится возвращаться к одному и тому же. Не можем сказать что исполнители дурачки и что-то недопоняли. Просто много информации трудно удержать в голове. А если есть подробный документ с рекомендациями, к которому можно обращаться как к справочнику, вы практически единожды объяснили задачу и "забыли".

Были ли у вас ситуации, когда вы устно объясняли задачу, но вам это не делали, ссылаясь на то что не помнят, что вы такого не говорили, или просто мимо ушей прошло?
Ответить
ZONA
Товары и услуги со всей России
Антон Филиппов
Было и бывает) но обычно такая проблема только с программистами и копирайтерами и то, в большинстве случаев они либо доделывают, либо используем материал в рекламных целях (так сказать без отходов)... Если по цифрам, то не более 2 - 3% от всех работ. Считаю, что никакое ТЗ не даст точного виденья, без конечного результата, а результат не бывает идеален!)
Ответить
Александр Шайтанов
21 век господа. Диктофон в каждом телефоне. Пользуйтесь на здоровье! Результат записи диалога на dropbox или google drive. При желании можно даже видео записать с теми же примерами и объяснениями на пальцах (Skype, Hangouts, Lync, BBM) Трудозатраты = времени разговора.
Ответить
Рожь Студия
урожайные видеоролики для бизнеса
Павел 20002
хорошая идея!
Ответить
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Убили время на ТЗ - это гуд! И это правильно... а никто не считал в пропорции время на ТЗ и исполнение, качество результата на сколько меняется?
Ответить
Рожь Студия
урожайные видеоролики для бизнеса
Павел 20002
качество уже зависит от мастерства исполнителя. про то что убили время - это правильное слово, реально убили. но теперь это для нас шаблон, просто копипастим повторяющиеся рекомендации, и только дописываем специфику под проект.

нам самим выгодно чтобы задача была хорошо и подробно расписана. много времени уходит на одни и те же объяснения и переформулировки. шаблон снизил чуть чуть уровень рутины.

к комментарию выше про полчасика в скайпе - мы это проходили. что написано на бумаге и что сказано устно воспринимается по-разному. к буквам человек может вернуться в любой момент, а вот слова ему надо вспоминать, игра у кого память лучше.
Ответить
ZONA
Товары и услуги со всей России
Антон Филиппов
Вот тут вы правы, шаблоны / рекомендации / чек-листы всегда ускоряют работу! Но ТЗ и чек-лист это совсем разные вещи...
Ответить
Соцсети в помощь бизнесу
Журнал для тех, кто еще не в теме SMM, но очень хочет туда попасть:)
Лара Костровая
Поддерживаю. Устно воспринимается мало информации. Жаль что так мало заказчиков способны на хорошее ТЗ, не говоря уж о идеальном)) Тогда на помощь нам, исполнителям - например, копирайтерам-маркетологам, приходит бриф.
Ответить
Ovta.ru
Ovta
Evgeniy Petrov
О, я на эту тему тоже писал:

Но найти людей, которые хорошо рисуют – только треть дела. Еще надо подготовить хорошее техзадание. Наше ТЗ занимало 25 печатных листов не очень крупным шрифтом. В ТЗ не надо писать «Мы хотим розовенький сайт на синеньком фоне, что бы продавался товар с него хорошо», а надо расписывать все до мельчайших деталей, которые дизайнер уже воплотит в жизнь. Важно понимать, что понимание размытых формулировок у вас и дизайнеров будет разным, так что в итоге вы получите НЕ ТО, что хотели бы получить. Возможно будет скандал.

http://ovta.ru/stati/allaboutus/kak-vybirat-dizainerov
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Максим Кузнецов
Устное общение невсегда бывает полезно. Диалог может затянуться и на час. В результате, обязательно, что-то да упуститься. Идеальным раскладом считаю помечания важных аспектов в текстовой форме, а в диалоге раскрыть все нюансы более подробно.
Ответить
Рожь Студия
урожайные видеоролики для бизнеса
Павел 20002
так и делаем: пишем ТЗ, ждем когда нам напишут что ознакомились. созваниваемся и обсуждаем только то что непонятно или то что требует дополнительной информации.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.