Опыт написания идеального технического задания
Люди по-разному трактуют события и явления, иначе видят решения задач. В ситуациях, когда есть четкий план, любая неправильная трактовка может привести к неожиданным результатам, и скорее всего, вы получите не то что хотели.
Если по написанному вами ТЗ люди делают то что вы хотите получить, и в процессе работы вы не тратите лишних сил на дополнения и переформулирование собственных мыслей - значит вы умеете круто ставить задачи, и у вас есть чему поучиться.
Если даже после прочтения ТЗ исполнитель делает что-то не так, значит, вам нужно пересмотреть свой подход к постановке задач. Даже самый крутой исполнитель, которого вы нанимаете на проект, сделает не то что вам нужно, если вы составили для него плохое техническое задание.
Чтобы написать хорошее ТЗ, вам необходимо представить себя на месте человека, которому оно адресовано. Проиллюстрируем эту мысль.
Мы делаем видеоролики, и пару месяцев назад для нас было в новинку привлекать к работе иллюстраторов. Первые наши технические задания порождали череду вопросов со стороны исполнителя, и нам приходилось созваниваться и объяснять человеку что мы имеем ввиду в таком-то и таком-то пункте. В какой-то момент мы устали, устал иллюстратор. Это был повод задуматься.
Как нам кажется, проблема заключалась в том, что мы формулировали задание слишком общими фразами, что давало иллюстратору повод додумывать и тратить время на поиски не профильной для него информации.
Что было плохо:
- Мы писали список требований к иллюстрациям для анимации, не сопроводив эти требования примерами с картинками и видео. Это был просто текст вроде: “старайтесь рисовать гнущиеся элементы таким образом, чтобы энкор поинты суставов совпадали друг с другом”. Из-за того что мы поленились это проиллюстрировать, наш иллюстратор сделал то что нужно только с третьего раза.
- Мы насыщали ТЗ слишком большим количеством примеров. Иллюстратор буквально тонул в изобилии работ, которые нам нравятся. Не было четкого стилистического ориентира.
- Много текста. Мы писали лишнюю информацию о проекте. Эта информация никак не могла помочь иллюстратору сделать его работу.
- Раскадровка с недостаточными пояснениями о том что будет происходить в слайде.
- Доступность ТЗ только онлайн, на Гугл Диске.
- Мы не имели четкого представления для кого пишем это ТЗ. Мы не вошли в роль этого человека для нашего проекта.
Конечно, можно предположить что человек, нанятый на проект, сам по себе такой, недогадливый и недалекий. Эту мысль мы откидываем сразу. Цель ТЗ - не проверять интеллектуальные способности человека и не играть с ним в угадайку. Когда вы нанимаете кого-то на проект, как правило, это не самые глупые люди, правда? Вы же видели предыдущие работы человека, вы общались с ним перед началом проекта.
Проанализировав свои ошибки, мы поменяли подход к написанию технического задания. Наш последний проект получился очень легким на подъем, во многом это благодаря тому, что мы стали четче и обдуманнее ставить задачи. Мы значительно меньше времени стали тратить на дополнительные объяснения. ТЗ состояло из 43 страниц. Возможно, мы немного перестарались, но первые слова иллюстратора, после прочтения нового ТЗ, были такими:
Суть нашего нового подхода к написанию ТЗ свелась к следующему:
1. Очень кратко и емко нужно описать для кого этот проект, какие задачи нужно решить по окончанию проекта, и какую конкретную задачу решает человек, которого вы нанимаете на проект. Таким образом, он не будет работать вслепую, понимание “что” и “зачем” позволит ему предложить вам лучшие решения.
2. Сопроводить исполнителя всеми необходимыми материалами, которые нужны для работы: референсы, картинки и видео с объяснениями. Наш последний проект был посвящен работе кухонного прибора. В сети без проблем можно найти тысячи статей, картинок и видео о его работе. Мы сэкономили время иллюстратору и собрали самые очевидные и понятные картинки и видео. Это заняло у нас 15 минут. Но мы уверены что сэкономили гораздо больше времени на работу.
3. По пунктам четко и кратко написать все что требуется сделать, чтобы считать работу завершенной.
4. Любые технические требования теперь мы иллюстрируем и записываем видео. Тут важно побольше задавать вопросов себе: что в нашем пайплайне может быть непонятно? Что может породить дополнительные вопросы?
5. Теперь мы скидываем не только текст в формате Гугл Докс, но еще ссылку на скачивание PDF версии ТЗ, чтобы в случае неполадок с интернетом, ТЗ было под рукой.
Некоторые из этих вещей могут показаться естественными, однако осознание этой естественности пришло с опытом. Надеемся что информация в этой статье была полезна. Хотелось бы в комментариях услышать о ваших пониманиях идельного ТЗ.