Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
1 316 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как правильно разместить публичную оферту на сайте?

Если вы начали в интернете свой бизнес – например, онлайн магазин, вам понадобится разместить на сайте публичную оферту. Иначе любая сделка по умолчанию будет регулироваться общими нормами законов, которые не учитывают индивидуальные нюансы вашего бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В итоге это может повлечь за собой иски и судебные издержки.

Сама по себе публичная оферта — это юридически правомерное предложение заключить договор на предложенных вами условиях. От клиента требуется эти условия акцептовать. Проще говоря — согласиться с ними.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной стороной и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Публичная оферта означает, что договор может быть адресован неограниченному количеству лиц.

С юридической точки зрения размещение оферты на вашем сайте — это то же самое, что традиционное направление оферты клиенту. Если клиент совершает действие, предложенное такой офертой в качестве соглашения, это действие и будет её акцептом. Так оферта становится договором.

Как это выглядит на деле? Например, на сайте интернет-магазина в соответствующем разделе опубликована оферта. В ней говорится о том, что оформление клиентом покупки считается акцептом. Это буквально означает то, что совершая покупку, клиент соглашается с условиями, предложенными офертой. То есть покупка становится аналогом подписи в договоре.

А так ли необходима оферта?

Если у вас свой интернет-магазин, вы должны размещать оферту. Это прямо продиктовано требованием постановления Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020.

Независимо от того, что вы продаёте — товар или услугу — вы в любом случае обязаны заключать с клиентом договор, в противном в случае вас может оштрафовать Роспотребнадзор за нарушение прав потребителей. Но помимо ответственности следует ожидать в таком случае и недопонимания с клиентами. В договоре должны быть оговорены все условия сделки.

Например, вы владелец фотостудии, в которой снимают товары для маркетплейсов. Есть множество нюансов, вокруг которых могут быть разногласия. Что если клиент не успел приехать в условленное время съёмки? В каком вы удержите предоплату? За какое время он может отказаться от бронирования без штрафов?

Если у вашей фотостудии — как в этом примере, или у вашего онлайн магазина, есть сайт, то нет необходимости подписывать договор с каждым клиентом. Гораздо проще прописать все стандартные условия в публичной оферте. Клиенту останется прочитать этот текст и поставить галочку «Согласен с офертой».

Как составляется публичная оферта?

Публичная оферта обязательно должна содержать:

  1. Сведения об исполнителе или продавце. То есть название организации или наименование ИП, банковские реквизиты.
  2. Сведения о клиенте. Кто может согласиться с условиями публичной оферты? Как правило, речь идёт о каких-то ограничениях — например, только совершеннолетние, или только юридические или физические лица.
  3. Сведения об услуге или о товаре. Здесь советуем указывать характеристики и параметры товара — лучше всего те, которые клиент может измерить и проверить сам. Например, вес, размер, цвет и т.п. Бывает так, что товар может в чём-то не соответствовать изображению — например, вариант сервировки блюда в онлайн меню, это тоже следует указать. Если речь идёт об услуге, следует прописывать время исполнения, и то, что клиент получает в результате её оказания.
  4. Акцепт оферты. Обязательно необходимо сформулировать, какое именно действие будет считаться заключением договора. В случае с интернет-магазином, это, как правило, оплата заказанного товара, подтверждённая смс-кодом.
  5. Обязанности и ответственность сторон. Стандартный раздел договора, учитывающий меры, которые необходимо принимать в случае нарушения условий одной из сторон.
  6. Сведения о получении товара. Если мы говорим об интернет-магазине, то здесь следует во всех деталях расписать, каких образом, и в какие сроки осуществляется выдача товара покупателю, а также сроки хранения на пункте выдачи.
  7. Условия отказа. Пропишите также, каким образом клиент может отказаться от товара и как ему будут возвращены средства. Разумеется, если необходимо вычесть часть средств за курьерскую доставку, это обязательно нужно указать. Кроме того, следует прописать ваши действия в ситуации, если курьер не может попасть к покупателю. Убедитесь, что все условия возврата, прописанные в оферте, соответствуют действующему законодательству.
  8. Условия изменения оферты. Условия оферты можно менять. Но не для тех клиентов, которые уже приняли оферту на ранее предложенных условиях. То есть, если, вы повысили цену на товар или услугу, для тех клиентов, которые уже акцептировали оферту, цена должна остаться прежней. Обо всех изменениях оферты клиентов необходимо оповещать, например, с помощью рассылки электронных писем по вашей базе или с помощью всплывающего окна на сайте.

Какие виды акцепта обычно используются?

Галочка. Во время регистрации на сайте или при оформлении заказа клиент может поставить галочку напротив строки «Согласен с условиями»;


Книжный интернет-магазин Лабиринт просит клиентов согласиться с офертой при регистрации на сайте

Оповещение. Всплывающее окно, которое появляется при оформлении заказа. Оно уведомляет о том, что факт покупки будет означать соглашение с условиями оферты;

Ссылка или код. Также акцептом может быть подтверждение путём перехода по ссылке, отправленной на электронную почту, указание смс-кода или пуш-уведомления.

Лучше выбирать тот способ акцепта, который можно потом подтвердить документально, если клиент надумает обращаться с жалобой. Конечно, наиболее эффективна оплата онлайн — банк всегда может подтвердить транзакцию.

Где на сайте должна быть оферта?

Во-первых, следует назвать соответствующий раздел сайта так, чтобы было сразу понятно, что именно здесь расположена оферта. Как правило, страницы с офертой так и называют «Оферта» или «Условия продажи». Наиболее привычное расположение раздела — в подвале (футере) сайта рядом с контактами.


У интернет-магазина М.Видео публичная оферта находится в футере сайта

Разумеется, доступ к оферте должен быть открытым для любого посетителя. И ни в коем случае не стоит показывать оферту только после оплаты заказа. Такая оферта в суде будет сочтена недействительной.

Обычно согласие с офертой просят подтвердить галочкой на этапе регистрации или при оформлении заказа.

Кстати, даже если у вас нет сайта, вы всё равно можете разместить оферту на той площадке, с помощью которой ведёте свой бизнес. Например, на страничке в соцсетях можно опубликовать ссылку на документ, предварительно загруженный на облачное хранилище.

Несколько дельных советов по оформлению оферты

Делайте ссылку или раздел с офертой хорошо заметными. Не стоит давать лишних поводов для жалоб в Роспотребнадзор.

Сделайте текст простым. Как правило, многие стараются «придать веса» договору, выбирая сложные словесные конструкции, как будто именно это делает договор серьёзным документом. Но на самом деле не существует никаких требований, обязывающих усложнять текст. Пойдите клиенту навстречу — пусть ваши формулировки будут максимально простыми для чтения, и лаконичными.

Используйте термин правильно. Повсеместно на сайтах компаний встречаются такие формулировки как «договор оферты» или «договор-оферта». Это ошибочное употребление терминов, в котором смешиваются сразу два разных понятия «договор» и «оферта». Но оферта договором как таковым не является, она его только предваряет. Такие ошибки подкованному клиенту дадут повод считать ваших юристов низкоквалифицированными.

Итак, основное назначение оферты заключается в том, чтобы свести на нет все возможные недопонимания с клиентами. Поэтому в ней важно детализировать и разъяснять все нюансы, которые могли бы послужить поводом для конфликта. Обязательно размещайте публичную оферту на вашем сайте — таким образом, чтобы ссылка на неё была хорошо заметна. Используйте те способы для акцепта, которые используются повсеместно и стали привычными для клиента.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.