Стартап "по-русски". Как преодолеть кризис внутренний и в экономическом выжить?
1. Инновационный проект или стартап - нет гарантий, но есть возможности
Стартап – английский термин (в дословном переводе startup company означает «начало процесса»). Впервые так были названы в 1976 году журналом Форбс компании с короткой историей и бурным ростом. В девяностых это понятие прочно вошло в лексику бизнес-среды.
Существует несколько определений того, какую предпринимательскую деятельность можно считать стартапом. Одна из особенностей – это высокие риски. Классические формулировки стартапа иногда даже называют его не компанией, а «временной структурой», задача которой, поиск новой жизнеспособной бизнес-модели воспроизводимой, масштабируемой и приносящей прибыль. А если коротко, то модель прибыльного бизнеса.
Джон Нордмарк – руководитель известных корпораций онлайн ритейла, который в 1998 году также начинал своей проект как стартап считает:
«Деньги портят стартапы. Нужно учиться делать бизнес с нуля. Это и есть истинное значение понятия стартап».
В условиях экономического кризиса эти слова становятся особенно актуальными.
2. Значение команды для реализации плана
В стартапе важно не только наличие идеи, но прежде всего команды и опытного активного лидера, руководителя проекта. Потому что одна и та же идея может быть успешно реализована одной командой, но потерпеть неудачу в другом случае.
Какими качествами должен обладать руководитель стартапа и его соратники?
- Энтузиазм, (но на одном голом энтузиазме далеко не поедешь).
- Знания.
- Работоспособность.
- Настойчивость – вера в себя и свои знания, в то, что хватит умений и сил реализовать задуманное.
- Выдержка – умение сохранять "холодным ум и горячим сердце".
- Аналитические способности.
Здесь «настойчивость» – ключевое слово. Она подпитывает и энтузиазм, и знания, и работоспособность. Только такие «универсальные солдаты» с «горящими глазами» и верой в то, что из этой идеи получиться успешный проект, смогут справиться с любой проблемой, возникающей на пути ее реализации. Потому что без такой команды даже суперхорошая идея не полетит.
А проблемы и трудности будут возникать на каждом этапе. Поэтому:
- Лучше снять розовые очки и быть готовым к первым неудачам и доработкам проекта.
- Не бояться (если необходимо) искать ошибки и исправлять их, переделывая проект много раз.
Не допускать, чтобы технические сложности переросли во внутренний кризис проекта.
«Успех стартапа не в идее, а в головах его основателей».
Как команда помогает преодолеть кризисные моменты?
- Настоящая команда – это в первую очередь поддержка. Во всех стартапах возникают кризисные ситуации, когда может пошатнуться вера в себя и свои силы. Тогда задача другого партнера поддержать в этот момент и убедить, что необходимо двигаться дальше.
- Кроме того, несколько человек с большей вероятностью смогут в комплексе обладать знаниями и компетентностью во всех многочисленных областях необходимых для реализации планов стартапа. А значит с ними можно разделить груз ответственности.
3. Бизнес-план для стартапа
План для стартапа, как и для любого другого проекта или компании нужен всегда и обязательно: он поможет избежать многих внутренних проблем. Даже если в процессе его реализации будут вноситься в него изменения, меняться направления развития. Обязательно должно быть как краткосрочное, так и долгосрочное планирование: планы на год или на 2-3 года. Их необходимо регулярно пересматривать на актуальность, корректировать, ставить новые задачи. Конечно, свои корректировки может внести в планы такой внешний фактор как кризис в стране. Но все равно, цель постоянно должна быть впереди в обозримом будущем.
Для чего необходим бизнес-план?
План становится маршрутным листом для проекта. В нем стоит выделить ключевые моменты на пути достижения главной цели, а также указать сроки и методы. Можно разделить и зафиксировать ответственность между членами команды за определенные части работы. А главное, план позволит просчитать финансы необходимые для каждого этапа.
В чем опасность отсутствия плана?
- проект будет развиваться спонтанно (скачкообразно, от удачи – к неудаче);
- различные схемы и варианты развития будут постоянно появляться и подталкивать к противоречивым решениям и действиям, что только приведет к потере времени, усилий, средств;
- члены команды не будут четко понимать своей задачи, целей других, а значит, не получится командной работы в одном направлении развития бизнеса.
Наличие бизнес-плана поможет стартапу избежать таких кризисных ситуаций.
4. Первый шаг: от идеи до ее воплощения в проекте
Начальная стадия разработки идеи проекта требует стратегического подхода – на основании гипотез и нескольких вариантов развития бизнеса необходимо выбрать направление движения. Чем больше первоначальных вариантов реализации идеи будет рассмотрено, тем больше шансов на успех в дальнейшем.
«На первом этапе сложнее всего – не терять веру в себя и в свой проект. Нужно убеждать себя, что это все не зря, что это будет кому-то нужно, принесет плоды», – говорит Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и на Украине
В истории были случаи, когда одна и та же идея, одно и то же открытие совершали почти в одно время разные люди, совершенно несвязанные между собой, в разных уголках земного шара. Возможно, наступают периоды, когда «идея витает в воздухе» и необходимо просто уловить это и придать ей форму. Но право быть первооткрывателем и место в истории, как правило, достается только одному.
Не редки случаи появления на просторах бывшего СНГ проектов, по сути, являющихся аналогами удачных зарубежных сайтов. Самый яркий пример Facebook и ВКонтакте. Возможна ситуация, когда продукт достаточно простой, в его основе нет выдающихся научных разработок или технологий. Но используется какая-то особенность продукта, его новое качество или усовершенствование.
Самая большая проблема стартапов в России в том, что поиск инвестиций становится не средством, а целью. В то время как история крупных компании США показывает, что можно начинать и без денег, в гараже, но главное делать то, что реально необходимо и помогало людям.
Аркадий Морейнис, опытный российский инвестор, основатель фабрики производства стартапов «Главстарт» говорит:
«Инвестиции на ранних этапах могут испортить проект и расхолаживают основателей. Если команда не может сделать MVP без инвестиций, то риски проекта увеличиваются в разы. На мой взгляд, молодым проектам более важно концентрироваться на привлечении внимания клиентов, чем внимания инвесторов».
ПРИМЕЧАНИЕ: MVP – «minimum viable product» – первая версия продукта с минимальным функционалом, но достаточным чтобы стартап получил осмысленную обратную связь от потребителей рынка.
5. Второй шаг: от работающего проекта до прибыльного бизнеса
Проект может переживать несколько кризисов. Самые значительные из них проявляются тогда, когда идея из мечты должна превратиться в реально действующее предприятие. В начале жизненного цикла стартапа очень велики риски, проект находится все время на грани. Не всем удается преодолеть этот период так называемой «долины смерти».
На первом этапе необходима команда из нескольких человек и привлечение «посевных инвестиций» для развития и роста проекта. А вторым этапом можно считать выход из состояния стартапа (например, его продажу) и фактически превращение в прибыльный бизнес. Стать развитой компанией, с высоким потенциалом долгосрочного развития и прибыльного роста получается единицам из тысячи проектов. Проблема в том, что многие российские стартапы упускают из вида цель стать «моделью прибыльного бизнеса».
Как полезный и своевременный продукт может изменить целый ландшафт отрасли, прекрасно демонстрирует история компании BlaBlaCar. В ноябре 2006 года Фредерик Мазелла вместе с двумя его товарищами основал во Франции интернет-компанию Covoiturage и запустил одноименный сайт covoiturage.fr, (сегодня компания носит имя BlaBlaCar) как сервис поиска попутчика при поездках на личном автомобиле. Тогда такой способ передвижения, основанный на принципе райдшеринга (от английского ride - «поездка» - и share - «делиться»), нельзя было рассматривать как вид транспорта наряду с рейсовыми автобусами, поездами или самолетами. А сейчас это международная компания со штатом 300 человек, работающая в 19 странах, с 20 миллионами пользователей и многомиллионными инвестициями. BlaBlaCar в месяц перевозит больше людей, чем крупнейшая ж/д компания Европы Eurostar. Название компании BlaBlaCar становится синонимом целого вида сервиса (как в случае с «ксероксом» или «памперсами») и может считаться новым отдельным направлением транспортной индустрии.
6. Важна ли Система менеджмента качества для стартапа
Когда небольшое предприятие, команда, объединившая друзей и единомышленников, превращается в крупную компанию, с различными отделами и многочисленным персоналом, тогда без менеджмента просто не обойтись. Но плохой менеджмент может "убить" любую команду, хороший наоборот - воспитать команду настоящих профессионалов.
Часто стартап, основанный на полезной идее или просто хорошей разработке на уровне лучших мировых образцов, будет иметь больший успех, в плане реализации, чем проект, полагающийся на выдающиеся результаты научно-технической работы. При умелом использовании системы менеджмента качества и при наличии сильных лидеров-руководителей проект может вырасти и стать успешным бизнесом.
7. Особенности российского рынка стартапов
Классический вариант развития стартапа подразумевает привлечение «посевных инвестиций» на раннем этапе для увеличения стоимости проекта в несколько раз. А затем через несколько лет его продажу и превращение в суперприбыльный бизнес. В России рынок стартапов имеет совершенно другой вид и существенно отличается от западного. Аркадий Морейнис в опубликованных главах в работе над новой книгой «Антистартап» считает: главная проблема развития стартапов в России – отсутствие инвесторов готовых купить созданные и уже работающие стартапы. В российских реалиях если и появились инвесторы и бизнес-инкубаторы заинтересованные вкладывать деньги в новые проекты на первом этапе, то отсутствуют те, кто готов затем покупать выращенные проекты. Возможно, потому, что сами проекты не всегда понимают, как они будут зарабатывать деньги и, соответственно, давать прибыль инвесторам.
Есть пример почти классического западного варианта развития стартапа с его финальной стадией – продажей, но это скорее исключение, чем правило. Причем там покупателем выступило не российское предприятие, а крупная французская компания и цель покупки было слияние, поглощение аналогичного бизнеса. В 2011 году Алексей Лазоренко и его друг, совершенно не зная о подобном опыте французского сайта, создали в Украине проект «Подорожники» для объединения водителей и попутчиков-пассажиров, которым ехать «по пути» для экономии транспортных расходов. В начале 2014 года этот успешный стартап стал частью международного сервиса BlaBlaCar, (Восточная Европа – это один из самых быстрорастущих рынков для этой компании).
Это та ситуация, когда идея, была реализована вовремя и необходима потребителям. Поэтому перспективы развития компании BlaBlaCar на российском и украинском рынках можно оценивать как очень хорошие. Причем усиление экономического кризиса только увеличит шансы на успех. Потому что система совместного потребления и экономии средств будет более актуальна, чем в другое время. А принцип совместного использования автомобилей позволяет позиционировать этот сервис как экологичный. Так как чем меньше машин, тем меньше загрязнений от выхлопных газов, а значит, чище наш воздух.
В данный момент, как отмечает Морейнис, будет очень сложное время для начала нового бизнеса.
- Решение о создании стартапа должно быть хорошо обдуманно.
- Для многих компаний на ближайшие года стоит задача выстоять.
- Большинство компаний на целевых рынках предпочтут не вкладывать деньги в развитие, в убыточный на данном этапе рост и не демпинговать.
- Проектам, живущим только за счет инвесторов, потребуется научиться считать деньги, так как новых раундов инвестиций не предвидится.
- Начать проект только в расчете на финансирование инвесторов будет невозможно. Получить деньги на идею станет нереально. Придется рассчитывать только на себя – создать собственными силами продукт и заработать на привлеченных клиентах.
Поэтому чтобы выжить в условиях экономического кризиса стартап должен:
- Научиться зарабатывать деньги здесь и сейчас.
- Двигаться не в направлении поиска инвестиций и покупателя идеи, а превращаться в бизнес и стабильную компанию.
Но даже при таком прогнозе можно сделать один вывод. Сидеть и ничего не делать так же рискованно в этом время. Уйти от этих проблем не получиться. И все же: «гарантий на успех нет, но шанс есть всегда».