Главное Свежее Вакансии   Проекты
Рекомендуем
Нарративы и всё самое интересное
Перейти
Продвинуть свой проект
14 174 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как рассчитать точку безубыточности бизнеса

Многие предприниматели встречали такое понятие как «точка безубыточности», но при этом далеко не все могут сказать, какова точка безубыточности в их бизнесе в денежном или натуральном выражении и не очень понимают, как расчет этого показателя может помочь бизнесу. Покажем, как рассчитать точку безубыточности в четыре шага и какие выводы можно сделать, зная этот показатель.

Шаг 1. Переменные издержки

Чтобы рассчитать точку безубыточности, нужно вспомнить про постоянные и переменные издержки.

Переменные издержки – это затраты бизнеса, объем которых зависит от производства единицы продукции или от оказания услуги. Сюда, как правило, попадают закупка сырья, оплата работы субподрядчиков или персонала на сдельной оплате, транспортные расходы и т.п.

Для лучшего понимания всех расчетов возьмем пример - небольшое мебельное производство «Добрый бук», которое изготавливает столы. Выполнив 15 заказов по 10 000 рублей и получив выручку в 150 000 рублей, мы потратили 30 000 рублей на закупку сырья и 45 000 рублей было выплачено в качестве сдельной оплаты мастерам - это наши переменные издержки. Общая сумма 75 000 рублей.

b_5a683ccab5d66.jpg

По аналогии посмотрите на затраты в вашем бизнесе и просчитайте переменную часть. Если вы занимаетесь торговлей, сюда войдут расходы по закупке товара. Если вы оказываете услуги, то скорее всего оплата тех, кто эти услуги оказывает, если эту оплату можно точно отнести к факту оказания услуги. Например, если у вас студия разработки сайтов, дизайн-студия или любая проектная организация, в переменную часть стоит включить все выплаты по проекту.

Шаг 2. Маржинальность

Если мы из выручки вычтем прямые переменные расходы – то получим показатель, который называется маржинальная (или ее еще называют валовая) прибыль. В «Добром буке» маржинальная прибыль равна 75 000 рублей.

Маржинальность - это маржинальная прибыль, деленная на выручку в - процентах.

Маржинальность = (выручка − переменные расходы) / выручка × 100

В нашем примере маржинальность равна 50%.

Шаг 3. Постоянные издержки

Теперь считаем постоянные издержки - аренда офиса, склада или производственных площадей, фиксированные заработные платы сотрудникам, расчетный счет в банке, реклама своих товаров или услуг. Это те, затраты бизнеса, которые не могут быть прямо отнесены к реализации конкретной продукции, партии, услуге или проекту.

Посмотрим, какие постоянные издержки есть у нашей компании «Добрый бук». На аренду помещения ушло 30 000 рублей, оклады мастерам и руководителю компании в сумме составили 55 000 рублей и еще 10 000 рублей потратили на рекламу. Итого постоянные издержки в отчетном месяце были 95 000 рублей или 63,3% от выручки.

b_5a683db34a8b2.jpg

Шаг 4. Точка безубыточности

Теперь, когда у нас есть информация о переменных и постоянных издержках, мы можем рассчитать точку безубыточности.

Точка безубыточности — это такой объем продаж, при котором бизнес ничего не зарабатывает, но и не работает в убыток. Это достигается за счет того, что все 100% полученной от клиентов выручки за этот объем заказов покрывают переменные и постоянные затраты, но на прибыль ничего не остается. Точка безубыточности может быть выражена в деньгах (денежный эквивалент) или количестве заказов (натуральный эквивалент). Для большинства компаний точку безубыточности лучше рассчитывать на месячный период.

Формула расчета точки безубыточности достаточно простая: чтобы определить точку безубыточности, нужно разделить постоянные расходы на маржинальность.

Точка безубыточности = Постоянные расходы / Маржинальность

Напомним, что маржинальность – это отношение разницы выручки и переменных расходов к выручке, выраженное в процентах.

Рассчитаем точку безубыточности для нашей компании.

Точка безубыточности = 95 000 рублей (постоянные расходы) / 50% (маржинальность) = 190 000 рублей.

Итак, точка безубыточности для нашей компании составляет 190 000 рублей в денежном эквиваленте. Именно эту сумму выручки нужно получать, чтобы не работать в убыток при текущем уровне затрат.

Очевидно, что «Добрый бук» в этом месяце работал в убыток: количество полученных заказов не принесло нужного объема выручки на покрытие всех расходов.

Как работать с точкой безубыточности?

Зная точку безубыточности можно управлять бизнесом: повышать объем продаж, увеличивать средний чек, менять что-то в переменных и постоянных затратах и т.д.

Давайте попробуем изменить ситуацию, увеличив бюджет на рекламу, чтобы привлечь больше заказов. Предположим мы увеличим на 5 000 рублей рекламный бюджет и в итоге мы получим на 5 заказов больше. Это действие увеличит постоянные издержки в этом месяце, но и приведет больше заказов и даст прирост выручки до 200 000 рублей. Если мы сохраним тот же уровень маржинальности, мы получим следующую структуру расходов и доходов:

b_5a683f754fd08.jpg

Еще раз посчитаем точку безубыточности на февраль:

Точка безубыточности = 100 000 рублей (постоянные расходы) / 50% (маржинальность) = 200 000 рублей.

Итого в текущих условиях, при выручке в 200 000 рублей, наше производство выйдет на точку безубыточности.

Точку безубыточности можно представить не только в денежном, но и в натуральном эквиваленте.

Для «Доброго бука» это будет количество полученных сделок (заказов) равное 20 при сумме заказа в 10 000 рублей.

Кроме этого анализ точки безубыточности можно провести в графиках. Если по оси ординат отложить объем выручки, а по оси абсцисс количество продукции/заказов, то получим график, иллюстрирующий соотношение выручки, постоянных и суммарных издержек (переменные + постоянные).

b_5a68406a89a02.jpg

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения выручки и суммарных затрат.

Графики показывают, как при росте количества заказов меняется разница между выручкой и суммарными затратами. Это разница и есть операционная прибыль организации.

Чем выше выручка от уровня точки безубыточности, тем больше у бизнеса запас прочности, и тем он устойчивее. Основной фактор устойчивости – это уровень постоянных издержи. Если он большой, бизнесу нужен большой оборот для его покрытия. Если он постоянных издержек не много, то компания не получит убытки при падении выручки. Этот факт понимают все предприниматели, но не все могут это выразить в конкретных цифрах для своего бизнеса.

Знать точку безубыточности важно и полезно: вы в любой момент времени можете определить, привлек ли бизнес необходимый объем заказов или продаж, чтобы обеспечить свои потребности, или нет. И если нет, то сколько ему осталось продать, чтобы выйти в прибыль.

Выводы: что дает знание точки безубыточности

  • Легче определить, за какие цены продавать товары или услуги, исходя из издержек;
  • Легче планировать объем продаж в каждый конкретный момент времени и отвечать на вопрос «Сколько нужно продать, чтобы выйти на безубыточность?»;
  • Можно следить за изменением точки безубыточности, чтобы находить узкие места в бизнесе;
  • Можно проанализировать устойчивость компании в цифрах.

Еще больше полезных материалов о финансах компании на blog.seeneco.com

+16
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Seva Yatsiuk
Спасибо, полезно.
А как рассчитывается точка безубыточности для моделей сервиса по подписке\регулярных платежей (курсы, SAAS итд). На основании среднего LTV клиента?
Ответить
Альберт Янов
Seva, LTV - категория немного другого порядка, из юнит-экономики сервиса. Она поможет в планировании и моделировании бизнеса, но работает несколько в иной плоскости, чем операционная модель всех финансов компании. Хотя опираясь на LTV, можно корректировать операционную фин.модель.
Если говорить, про точку безубыточности для подписных моделей - то расчет будет зависеть от целей и метода учета. Если для целей оценки ликвидности - то есть текущего объема денег, то это "кассовый метод" - также как описано в статье. То есть вы считаете всю сумму поступлений от клиента в текущем месяце (даже если он заплатил за год подписки) и соотносите с текущими постоянными и переменными издержками. Если для подсчета реальной операционной прибыли, то корректнее считать только те доходы, которые приходятся на оказание услуги в этом месяце, и связанные с ними расходы (переменные) + постоянные. Последующие же месяцы будут включать как выручку от продаж того месяца, так и часть дохода от тех клиентов, которые в этом месяце заплатили "наперед" .. Это технически сложнее, но правильнее, т.к. полученные оплаты сейчас могут быть связаны с большими издержками в будущем.. Вообще метод начисления отдельная большая тема - раскроем ее тут чуть позже.
Ответить
rik richman
Вот побольше таких статей!
Ответить
Альберт Янов
Спасибо! Будем выпускать еще. Подписывайтесь ;)
Ответить
Sergey Kozhenkov
Прекрасная статья, по-больше бы подобных материалов. Однако остаётся несколько вопросов:

1) В чём отличия зарплаты сотрудникам в постоянных и переменных издержках
2) Почему реклама - это постоянные издержки? Ведь в этом месяце мы на неё тратимся, а в следующие три месяца нет
Ответить
Альберт Янов
Сергей, спасибо за комментарий! Попробую ответить на вопросы:
1. К переменным издержкам вы можете отнести любую оплату труда, которая связана с объемом реализации продуктов или услуг. Например, у вас клининговая служба, заказчики платят вам за уборку, а вы за каждую уборку платите уборщику. Или менеджеру по продажам платите процент от принесенной вам выручки. Не было продаж или не было уборок в этом месяце - нет и оплат исполнителям. В постоянные издержки войдут любые оклады. Они не зависят от того, сколько денег компания заработала.
2. С рекламной, действительно, все может быть чуть сложнее. Если у вас хорошо отстроенный перфоманс-канал и сквозная аналитика, так что вы четко понимаете сколько нужно потратить, чтобы привлечь Х клиентов, и понимаете стоимость привлечения клиента (именно продажи, не лида), то вы можете отнести этот бюджет к переменной части издержек. Сюда же можно относить фиксированные выплаты агентам, которые приводят покупателя (по факту продажи). Традиционную рекламу, объем которой сложно распределить по конкретным сделкам, принято относить в постоянным. Вы можете не давать рекламу в следующем месяце, тогда объем постоянных издержек изменится.
Ответить
Никита Гиль
Немного все-таки некорректно посчитано. Все верно описано, для операционки, когда уже есть производство. Надо ведь считать еще окупаемость вложений.
Ответить
Альберт Янов
Никита, под точкой безубыточности в фин.менеджменте всегда понимают именно операционную безубыточность. Окупаемость инвестиций - отдельная тема. Согласен, что тоже интересная! Затронем и ее в следующих постах.
Ответить
Polinochka
Вот это да, очень познавательная статья, спасибо
Ответить
Александр Куцяба
Объясните пожалуйста первый вариант, почему по формуле нужно именно делить постоянные расходы на маржинальность? Ведь если мы считаем, что точка безубыточности - это то где мы ничего не зарабатываем и не теряем и просто сложим сумму наших издержек ( постоянные и переменные) получаем сумму не 190 000 а 170 000. Нам ведь нужно просто покрыть затраты, верно? почему возникает разница в 20 000?
Ответить
Альберт Янов
Александр, формула расчета точки безубыточности отражает зависимость изменения переменных расходов при изменении выручки. Поясню:
как вы заметили, первый месяц убыточный - издержек на 20 00 р. больше, чем выручки. Но мы не можем просто увеличить выручку на 20 000 р. так, чтобы при этом не изменились переменные издержки (в текущей конфигурации бизнес модели). То есть при росте выручки до 170 000 р. (которых, на первый взгляд, чтобы хватит, чтобы "выйти в 0"), наши переменные издержки тоже вырастут и составят 85 000 р. Постоянные по прежнему будут 95 000 р. В итоге у нас снова "минус" - правда уже -10 000 т.р. И так далее.. Пока выручка не станет 190 000 т.р.
Стало ли понятнее, откуда в первом случае возникли 20 00 т.р.? И почему точка безубыточности считается через маржинальность?
Ответить
Александр Куцяба
да, очень доступно объяснили. Спасибо
Ответить
Альберт Янов
отлично) Спасибо вам за вопрос
Ответить
Наталія Рокоча
Хорошая статья! Спасибо! У меня такой вопрос: мы проводим анализ за определенный период ( к примеру месяц). На протяжении месяца, были закупки сырья для полученных заказов. Некоторые составляющие закупаются партиями, а используются только 20%. Для расчета точки безубыточности, мы берем потраченную сумму на закупку партии или сумму по использованной части сырья из партии? спасибо еще раз
Ответить
Альберт Янов
Наталия, спасибо за вопрос! Выше, в одном из ответов я писал про метод учета - "кассовый" и "начислений" - только для выручки. У вас, в некотором смысле аналогично, только для издержек. Здесь для корректного расчета лучше идти по методу начислений - то есть в переменной части считать затраты на ту часть материала, которая пошла на отгруженную в этом месяце партию. Остальные затраты у вас пока заморожены в товарной форме на складе и еще не признаются переменными расходами.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Прямой эфир