Как выжить в кризис: 8 рекомендаций для бизнеса
Отказаться от нерентабельных ресурсов
Самое время использовать АВС-анализ, если вы не делали этого раньше. Вкратце так: товары, услуги или контрагентов можно поделить на три категории.
- А — 20% контрагентов, услуг или продукции, которые приносят 80% выручки;
- В — 30 % контрагентов, услуг или продукции, которые дают 15% выручки;
- С — 50 % контрагентов, услуг или продукции, на которые приходится всего 5% выручки.
Задача компании — направить максимум ресурсов на поддержание и развитие наиболее доходных направлений деятельности, формирование отношений с приоритетными клиентами. Временные и финансовые издержки на элементы группы С нужно сокращать. Пересмотрите свою работу с этой категорией контрагентов, товаров или услуг.
Недавно в нашем сервисе управленческого учета появился ABC-анализ контрагентов: система автоматически разбивает всех ваших плательщиков и получателей на группы по общей сумме выплат за выбранный период.
Экономить на закупках сырья и товаров
Еще вчера закупка сырья в своем регионе обходилась слишком дорого и приходилось везти сырье издалека, а сейчас поставщики готовы идти на уступки. Значит, есть возможность сэкономить на транспортных расходах.
Просите скидки у старых поставщиков. Попробуйте договориться об оплате товаров или услуг в рассрочку. Постоянная клиентура для них сейчас важнее разовых продаж по высокой цене.
По возможности ищите качественные аналоги материалов, сырья и комплектующих на внутреннем рынке. Экономия на таможенных пошлинах, транспортировке, скачках курсов валют позволит снизить себестоимость продукции.
Оптимизировать основные фонды
Имущество компании должно работать. Неиспользуемое оборудование, мебель, вычислительная техника и транспорт — это балласт. Не продавайте объекты, без которых не обойтись в работе сейчас. Продавайте то, что не использовалось еще до кризиса, простаивало в ожидании лучших времен. Пока бизнес выйдет из штопора, встанет на ноги и снова начнет расширяться так, что ему понадобится аналог проданного имущества, пройдет немало времени. За период простоя имущество будет изнашиваться. Чтобы вновь запустить его в работу потребуется техобслуживание, ремонт, замена комплектующих, модернизация. А живые деньги нужны бизнесу уже сегодня.
Не завышайте цену и не рассчитывайте, что объект уйдет мгновенно. Покупатель рано или поздно найдется. Возможно, прямо сейчас кто-то переезжает в магазин поменьше без торгового оборудования, у кого-то сломался единственный грузовик для развозки товаров по точкам или встало производство из-за поломки станка.
Иногда продавать основное средство невыгодно. Например, предприниматель на УСН 15% продает имущество со сроком полезного использования до 15 лет, а три года с момента учета стоимости этого имущества в расходах еще не истекли. Тогда при продаже придется доплатить налог в бюджет. Или потенциальный покупатель может не иметь средств, чтобы оплатить покупку сразу.
В таких случаях имущество можно сдать в аренду или заключить договор аренды с правом выкупа. Тогда арендатор сможет через некоторое время заплатить выкупную стоимость и получить объект в полную собственность. Например, предприниматель сдал в аренду с правом выкупа несколько холодильных витрин. Стороны установили в договоре следующее условие: размер выкупной суммы равен сумме арендных платежей за весь период аренды. Таким образом, арендодатель будет получать регулярный доход в течение срока действия договора. А после его окончания арендатор получит имущество в собственность без дополнительных выплат.
Сократить рабочий день
Обороты компаний падают, а значит, их трудовые ресурсы не работают на полную мощность. Тогда персонал можно перевести на частичную занятость. Например, перевести некоторых сотрудников на половину или четверть ставки, ввести четырехдневную рабочую неделя по предприятию в целом.
График работы компании установите в правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод определенных работников на неполный день оформляйте дополнительными соглашениями к трудовым договорам.
Так сотрудники смогут сохранить за собой основное место работы и подыскать варианты подработки в свободное время. А предприятие удержит квалифицированных работников и сможет сэкономить на оплате труда. Кроме того, компания может предложить некоторым сотрудникам расширить свои трудовые функции.
Расширить трудовые функции работников
Задача хорошего работодателя — сохранить персонал и дать ему возможность зарабатывать даже в сложных экономических условиях. Можно совместить некоторые должности, расширить функционал каждой кадровой единицы.
Например, менеджеры торгового зала могут подрабатывать наборщиками — комплектовать заказы для доставки покупателям. Грузчики могут подключиться к доставке заказов в качестве курьеров.
За совмещение профессий сотруднику полагается доплата. Заручитесь письменным согласием работника на совмещение должностей, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием суммы доплаты и издайте приказ.
Отказаться от семинаров и тренингов
Проредите список запланированных курсов, семинаров, тренингов. Вебинар для кадровика по изменению законодательства— это важно, а месячные языковые курсы для регионального менеджера можно отложить до лучших времен.
Если необязательные программы обучения для сотрудников были оплачены авансом, попробуйте вернуть предоплату. Проверьте, нет ли у вас предоплаченных участий в конференциях и выставках.
Организовать совместную деятельность
Несколько компаний или ИП могут объединить свои активы и заключить договор простого товарищества. Как это работает? Каждая сторона вносит свой вклад. Например, оборудование, транспорт, право пользования арендованным помещением, трудовые ресурсы, профессиональные знания и навыки. Из числа сторон договора выбирают того, кто будет вести учет финансовых результатов.
Далее каждый предприниматель выполняет свою функцию: производит, продает, строит, доставляет, ремонтирует, обучает. Все доходы и расходы от совместной работы учитывают в общем котле. Минимум раз в квартал ответственный подсчитывает прибыль и распределяет ее между участниками в заранее согласованных пропорциях. Такой подход позволяет сократить расходы, расширить клиентуру, загрузить персонал.
Вести совместную деятельность можно лишь на расходных налоговых режимах: общем, упрощенном 15%. Операции в рамках простого товарищества облагаются НДС, можно применять льготы и вычеты. Налог с прибыли каждая сторона платит в соответствии со своим налоговым режимом.
Пример. Два предпринимателя на УСН 15% заключили договор простого товарищества. Первый занимается грузоперевозками. Его вклад: грузовой транспорт, трудовые ресурсы, наработанная клиентская база. Второй занимается логистикой. Его вклад: собственное офисное помещение, арендованный склад, трудовые ресурсы. Теперь товарищи оказывают клиентам услуги по перевозке и хранению грузов. Административный персонал использует общий офис. Диспетчеры грузоперевозчика одновременно принимают заявки на перевозку и хранение. Учет ведет общий бухгалтер. Удалось расширить клиентуру, ведь теперь контрагенты сторон могут получить вычет по НДС.
Работать с дебиторкой
Зависшая дебиторская задолженность серьезно ухудшает финансовое положение компании — бесплатно кредитовать чужой бизнес не выгодно никому. Дебиторскую задолженность нужно отслеживать с первого дня возникновения обязательств. Помните, контроль дебиторки — это не только дежурные звонки должнику от ваших подчиненных. Это постоянный контакт с руководством контрагента, совместный поиск оптимального выхода из сложившейся ситуации.
Предлагайте скидки за своевременное исполнение обязательств. Лимитируйте максимально допустимую сумму задолженности: приостанавливайте выполнение работ, отгрузку товара, пока клиент не оплатит долг.
Срок оплаты по договору вышел, а денег все нет? Выставляйте претензии. Если документ вручается представителю контрагента, требуйте проставления отметки о получении на втором экземпляре. Можно направить претензию по почте с описью вложения или через курьерскую службу. Фиксируйте на бумаге каждую договоренность.
Клиент просит перенести срок платежей? Пусть предоставит гарантийное письмо с графиком погашения долга. Правильно и своевременно оформленные документы помогут вам отстоять свою позицию, если дело дойдет до суда.
Клиент не платит, а купленная продукция еще не продана? Посчитайте, что выгоднее: ждать оплаты или забрать непроданный товар обратно с дополнительными расходами на транспортировку.
Для удобной работы с дебиторкой в управленческом учете Seeneco есть встроенный сервис мгновенных B2B-расчетов: все поступления на счет отражаются в системе и автоматически подвязываются к выставленным ранее счетам. В одном отчете можно быстро посмотреть, какие счета не оплачены или оплачены частично и при необходимости напомнить клиентам об оплате.
Итоги
Порой кризис требует радикальных мер. Задача предпринимателя — жестко контролировать каждую статью расходов, сохранить ценные трудовые ресурсы, искать новые способы сотрудничества, направления деятельности, каналы сбыта. Переживет все трудности не самый крупный бизнес, а самый приспособленный.