WTF - стартап глазами основателя. Часть 3.1
Уже несколько раз брался за написание продолжения истории о своем стартапе и продолжу написанный ранее текст, сохраненный у меня в черновике наверное уже 3-4 месячной давности...
А что, ковыряние в своих прошлых неудачах помогает мне сделать правильные выводы, сначала пишешь, потом читаешь и понимешь, что не правильно
Ладно, давайте вернемся в сентябрь 2013 года, уже почти конец сентября, а мы только только закончили внедрять новый дизайн, как обычно среди фрилансеров встречаются сказочные долбо... эмм.. персонажи, которые берутся за работу, но в итоге ее мало того что не успевают делать вовремя, так и вообще не доделывают и умывают руки.
Ладно, речь не сказочных персонажах, речь о том, как мы запускались и раз у нас не удалось запустить с первого раза, значит можно попробовать выявить свои ошибки, что и будем делать.
А что, было забавно. До запуска обновленного дизайна сайта мы с Денисом (был моим первым и надежным партнером, сейчас ведущий программист в 2ГИС) встретились с несколькими небольшими магазинчиками одежды, рассказали о своем проекте и сказали, что для первоиспытателей мы делам бесплатное размещение на нашем сервисе.
В итоге 3 встречи, которые мы провели тут же переросли в 2 магазина на нашем сервисе и 1-го ватоката, который нам долго парил мозг, что хочет то один свой магазин разместить, то другой... магазин кстати назывался Be-IN, пусть страна знает своих героев ))).
Но мы посудили так, что для запуска нам нужен более известный магазин из крупного торгового центра, на который мы сможем ссылаться в рекламе и который позволит "зацепить" пользователей за наш сервис.
И мы нашли такой магазин, встретились с ее молодым управляющим Сергеем... тот на УРА воспринял нашу идею, а когда мы еще предложили его бесплатно порекламировать на нашем городском сайте NGS.RU, то чуть ли не клялся в любви и верности до гроба... Мы разместили ссылки на наш сайт и хотели посмотреть будут ли оформлять заказы с доставкой на дом и как вообще люди отнесутся к нашей идее...
Честно говоря, уже слабо помню, что там было в подробностях, поэтому просто напишу итоги:
1. Заказов на дом не было ни одного
2. Пользователи на НГС в основном "говняли" ассортимент магазина и толком не вникали в суть нашего проекта.
3. Мы получили порядка 1500 переходов на сайт за 45000 рублей.... хмм... сомнительное достижение.
Итак, при попытке сейчас разобраться, в чем же были наши ошибки, могу сказать следующее:
1. ОПЯТЬ не проанализировали свою Целевую аудиторию и аудиторию сайта на котором разместили рекламу.
2. Ошибочно подобран ассортимент для привлечения внимания к сервису, можете посмеяться, на сайте, где по большей части зависает офисный народ, в женском разделе мы разместили рекламу товаров с черепами от Тиматти :) Ну вы поняли, что это был Black Star.
3. Нельзя получить фидбек, при опосредованной рекламе своего сервиса, т.е. в данном случае от нашей рекламы можно было ожидать только интерес к ассортименту магазина, но никак не к нашему сервису.
Вывод - я идиот, ну какого хрена я не думаю наперед, надо черт возьми не на авось двигаться в надежде, что люди разберутся какую чертовски крутую штуку мы придумали...
Самое интересное, что уже тогда был очень важный звоночек, который я не заметил - отсутствие заказов через корзину, потом он звенел снова и снова.... а я продолжал тратить время и силы Дениса на разработку сервиса автоматизированной курьерской доставки.
Кажется я писал уже об этом раньше, но я с удовольствием повторюсь, ребята, не тратьте время на автоматизацию, пока у вас реально не появится жизненная необходимость в этом, ведь все то кол-во заказов, которые прошли через наш сервис в течении 2-ух лет, я мог бы сам доставить за 1 рабочий день и без автоматизации... а угробили мы средств и времени около 3-5 месяцев на курьерскую службу :(
Но скажу честно, иногда меня одолевали сомнения, нужен ли такой сервис поиска одежды вообще жителям, будет ли он когда нибудь приносить деньги и когда это будет... и потому я подстраховывался и старался деверсифицировать свои риски, ведь если не стрельнет основной проект, то у меня бы осталось направление курьерской службы... но это все от лукавого... порой страхи мешают нам сосредоточиться на своей цели и вместо того, чтобы лезть на вершину налегке и побыстрому - мы начинаем забивать колышки страховки, обвязываться надежнее, чтобы не сорваться... я уверен, в случае со стартапом такого делать не надо, лезьте быстрее на ту вершину, которую себе наметили! Не расходуйте данное вам время зря! Лучше быстрее убедиться в жизнеспособности или отсутствии признаков жизни своей идеи, чем посвятить свою жизнь бесцельному скалолазанию вдоль горы....