Главное Авторские колонки Вакансии Образование
5 200 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

7 ошибок бизнес-тренера

В силу специфики проекта мы постоянно взаимодействуем с начинающими и вполне опытными тренерами. Мы обратили внимание, что большинству начинающих тренеров (и вполне опытным тоже) свойственна излишняя самоуверенность , незнание особенностей организации, управленческой проблематики, процессов и явлений современной бизнес-среды. Поэтому при взаимодействии такого "бизнес-тренера" с участниками тренинга, уже имеющими опыт управления, в обучаемой группе могут появиться нежелательные динамические процессы и явления, вплоть до ухода всей группы или некоторых участников с тренинга. На основе имеющегося опыта мы выделили типовые ошибки, свойственные бизнес-тренерам, начинающим и вполне опытным.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1 ошибка: отсутствие у тренера системного видения современной организационной среды.

Каждый человек с раннего возраста входит в различные группы: семья, школьный класс, студенческая группа, армия, цех, отдел и т. п. У каждого человека есть определенный опыт взаимодействия в группе, сформировано собственное представление о процессах и явлениях, происходящих в ней. Такая же «картинка» имеется и у тренера. И с этой «картинкой» он идет к участникам в группу. Нередко возникает ситуация, когда «картинка» тренера, не подкрепленная пониманием организации как системы, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы, вступает в противоречие с «картинками» участников, вызывая различные негативные процессы в группе.

Незнание мелочей, нюансов современной бизнес — организации, является одной из основных проблем начинающих тренеров. Проповедуя позицию: «Я вам сейчас расскажу, как правильно», — с такой позицией тренер наталкивается часто на проверку его участниками на профессиональную пригодность. Часто начинающий бизнес-тренер ее не проходит.

Перед проведением программы по бизнес-проблематике, тренеру необходимо соотнести свои амбиции с актуальным уровнем собственной компетентности, глубоко изучить концептуальные основы построения, развития отечественной современной бизнес-среды. Это позволит ему не только чувствовать изменения и тенденции, но и повысить уверенность при взаимодействии с группой. Участники от тренера ждут знаний не только бизнеса вообще, но также владения отраслевой спецификой, понимание динамики происходящего в конкретных областях, знания организационных реалий.

Из каких источников начинающий тренер может получить знания об организационной реальности?

До 20 % нужной и важной информации можно черпать из современной деловой периодики. Остальные 80 % – работа тренера на предприятиях, в организациях, собственный управленческий опыт (если таковой имеется), анализ и систематизация организационной и бизнес-информации. Полезно черпать опыт у участников бизнес-тренинга. Общаться с коллегами, работать в профессиональных клубах.

Совершенствование тренерского мастерства, посещение семинаров и тренингов, проводимых другими тренерами, расширяющих понимание особенностей современной бизнес-организации – не просто желаемое, а необходимое требование для саморазвития.

2 ошибка: некорректное проведение диагностики запроса, невозможность увидеть, понять, вычленить актуальную проблему заказчика.

Умение сотрудничать с заказчиком, получать и анализировать необходимую для составления программы информацию – важные составляющие профессионализма бизнес-тренера. Случается, начинающие тренеры, приняв от руководства запрос, к примеру, на тренинг продаж, идут на эту программу без раздумий. Однако результатом работы может стать саботаж группы. Приходится быстро «перекраивать» тренинг. Худшим вариантом является «заваленная» программа, недовольство и нелестные отзывы заказчика.

Мнение заказчика является первичным и очень важным при подготовке программы и конструировании тренинга, но не всегда в полной мере отражает реалии в организации, заказавшей тренинг. Когда специалистом запрос на тренинг снят некорректно, если грамотно не проведена необходимая предтренинговая работа, то результат будет малоэффективным. Поэтому желательно, чтобы тренер на этапе диагностики получил различные «картинки» – видения проблемной ситуации от других управленцев компании. Например, он может провести встречи и беседы:

  • С HR-директором;
  • С тренинг-менеджером отдела обучения персонала;
  • С руководителем, чьи сотрудники проходят тренинг;
  • С руководителем департамента – заказчика тренинга.

Встречаясь с заказчиком бизнес-тренеру необходимо:

  1. Провести диагностику актуальной ситуации. Узнать, какие проблемы волнуют заказчика.
  2. Определить факторы, подпитывающие проблемы.
  3. Оценить эффективность уже проведенной организацией работы по решению проблем.
  4. Перевести бизнес-проблему непосредственно в тренинговую задачу, описанную в категориях планируемых изменений в учебной группе (фирме, организации).
  5. Определить, какой из компонентов, составляющих данную проблему, может быть решен с помощью тренинга, а какой – другими методами (консалтинг, коучинг, управленческие решения).

При квалифицированном снятии запроса тренер проясняет для себя, что ситуация, обозначенная заказчиком, возможно, должна решаться другими, вовсе не тренинговыми методами. Бизнес-тренер с заказчиком (его представителями) должен определить, какие изменения могут произойти на личностном, коллективном, организационном уровнях при проведении тренингового проекта.

3 ошибка: неграмотное разделение ответственности между тренером и заказчиком.

Некоторые руководители, пытаясь решить с помощью тренинга организационно-управленческие проблемы, стремятся всю ответственность за его результаты переложить на тренера. Чтобы избежать неприятных моментов, важно заключить контракт между тренером и заказчиком на проведение тренинговой программы.

Первый вопрос, который должен для себя прояснить тренер: «Кто в данной компании выступает заказчиком тренинга?» Как показывает опыт, справедливый вопрос может вызывать различные реакции у представителей организации: удивление, непонимание, обиду. Часто в ответ можно услышать: «Заказчиком выступает наша организация». Такая нечеткая, размытая формулировка требует уточнения или персонификации заказчика. Этим должностным лицом могут стать: Первое лицо компании – ее генеральный директор (это наиболее предпочтительный вариант), HR-директор, начальник департамента (структурного подразделения), в котором планируется проведение тренинга.

Распределение ответственности за процессуальную, результирующую составляющую тренинга между тренером и заказчиком отражается в контракте, в котором указывается:

  • Что каждая из сторон будет делать на всех этапах тренингового проекта;
  • За что каждая из сторон будет нести ответственность.

Желательно составить контракт в письменной форме. Этот шаг не является демонстрацией недоверия, проявляемого сторонами друг к другу, а, скорее наоборот, показывает серьезность намерений заказчика и тренера, высокую степень их ответственности за результаты совместной работы.

Важно обсудить позиционирование предстоящего тренинга в компании. Под этим термином понимается роль или значимость тренинга в организационной жизни. Результат проведенного позиционирования – формирование у участников четких адекватных ожиданий, позитивной мотивации на работу в тренинге, понимание важности программы, способствующей повышению собственного профессионализма.

Нередко можно встретить ситуации, когда тренинг преподносится участникам как наказание за низкие показатели в профессиональной области. В этом случае у участников формируется негативная установка: как в отношении тренинга, так и ведущего программы. Здесь бизнес-тренеру необходимо постараться в начале работы для того, чтобы снять сопротивление группы. В противном случае теряются драгоценные ресурсы – время, энергия участников и тренера.

4 ошибка: неграмотное позиционирование в группе бизнес-тренера при проведении тренинга и взаимодействии с участниками.

Проблема начинающих тренеров с позиционированием в группе, как правило, обусловливаются средой, из которой они перешли в сферу бизнес-тренинга. Тренеры, практикующие психологические приемы, иногда отличаются панибратским стилем ведения группы, стремлением достичь не столько бизнес-результата, сколько «всеобщей любви и преданной дружбы».

Такой тренинг может превратиться в группу со спонтанной динамикой или группу личностного роста. А заказчику после чудо-тренинга, возможно, придется подыскивать сотрудникам квалифицированных психологов для индивидуальной работы. В будущем, прочитав в резюме тренера слово «психолог», он наверняка откажется обучать сотрудников этим тренером.

У тренеров-падагогов другие перекосы: преподаватель априори имеет авторитет, связанный с его местом в образовательном процессе. Он привык позиционироваться «сверху», «над», быть выше обучаемых. Ему привычнее роли эксперта, «альфа-знатока» темы. Соответственно, стандартными в традиционном образовательном подходе являются «субъект-объектные» отношения обучающего и обучаемых. И становясь бизнес-тренером, преподаватель выбирает привычную для себя ролевую позицию эксперта. Однако при непродуманности роли учителя, тренер сильно рискует. Наверняка его «учениками» будут успешные, взрослые, сильные личности, знающие в бизнесе толк. Если тренер завоюет авторитет, обучаемые будут внимать каждому слову. Но чаще сценарий проходит по менее конструктивному пути: «ученики» начинают тестировать «учителя» на профессиональную компетентность в той области, которой посвящен тренинг.

Занимая эту ролевую нишу, компетентность тренера должна быть адекватной компетентности участников тренинга. Чтобы не сформировать самому проблемную ситуацию, связанную со своим позиционированием, начинающим тренерам выигрышнее в группе профессионалов выступать как организатор процедур. Задача – создать комфортную среду взаимодействия, обмена своим опытом. Эта ролевая тренерская ниша гораздо удобнее, безопаснее и результативнее. В позиции организатора процедуры бизнес-тренер может участникам позволить «помериться» своими личностными, профессиональными качествами. Это полезно для тренинга, обогащает процесс новым опытом.

Независимо, какую ролевую позицию занимает тренер, он должен четко владеть технологиями шеринга и рефлексии. Важен навык делать содержательную «выжимку», извлекать «сухой остаток» из тренинговой процедуры, структурировать полученный участниками опыт.

И здесь возникает 5 ошибка: неумение тренера грамотно выстроить логику тренинга, осуществить подбор либо конструирование тренинговых процедур для получения заявленных в программе изменений.

Часто встречается ситуация, когда тренер, не зная особенностей текущей организационной и бизнес-специфики компании, предлагает участникам для работы кейс, взятый из сборника зарубежного автора. Конечно, это может быть очень хороший кейс, но он декларирует механизмы бизнес-среды иностранных компаний, их корпоративную культуру, особенности управления. Такой материал непонятен нашим людям, он из другой реальности. Чуждость примеров может вызвать сначала смех, иронию, а затем раздражение, сопротивление и даже агрессию группы.

Конечно, воспользоваться чужими удачными наработками – большое искушение. Но участники тренинга, заказчик и сам тренер живут в специфических условиях отечественной деловой среды. Поэтому тренинговые процедуры следует конструировать на понятном языке, на материалах их собственной практики. Хотя бы на опыте отечественных организаций. Это важный критерий профессионализма тренера.

6 ошибка: слабые навыки в управлении групповой динамикой в бизнес-тренинге.

Отношения психотерапевта либо психолога при взаимодействии с участниками строится с использованием диагностических, коррекционных процедур. Бизнес-тренинг от группы личностного роста и психотерапевтической группы отличается распределением ответственности.

В групповой психотерапии за результаты работы группы ответственен психотерапевт или ведущий. В бизнес-тренинге – каждый участник группы (тренер, заказчик, «ученики»). Каждая из сторон должна понимать конкретные цели проводимого мероприятия. Неумение донести цели работы, не грамотно проводимый шеринг и вывод участников в рефлексивную позицию вызывают негативные реакции группы.Новоявленные тренеры в области бизнес-образования часто не осознают, какова разница в способах реализации процедур в различных тренинговых программах, остаются в рамках своих прежних стереотипов работы. «Зачем мы здесь?» – подобные вопросы нередко можно услышать на занятиях начинающих бизнес-тренеров.

Предложенная тренером и проведенная в группе ролевая игра или любая другая тренинговая процедура полезна, если тренер грамотно реализует ее:

  1. Четко задать ее миф;
  2. Корректно провести ее в группе;
  3. Грамотно организовать обсуждение проведенной процедуры, провести анализ материала.

К сожалению, подход к построению и проведению тренинга по принципу «игры ради игр», «процедуры ради процедур», характерен для многих начинающих тренеров.Результаты тренинга – это запланированные изменения, и каждая реализуемая в группе процедура должна работать на этот результат. Должен быть аргументированный ответ на вопросы: «Зачем я это делаю? Какой вклад данная процедура вносит в продвижение участников к запланированным результатам?» Он должен держать в голове четкий алгоритм работы по достижению целей тренинга. При этом поведенческая гибкость тренера, его переключаемость являются важными вехами эффективности проводимой им процедуры.

7 ошибка: Когда бизнес-тренер неспособен реагировать гибко и оперативно на поведенческие проявления сотрудников, групповые динамические феномены.

Характеристиками хорошего тренера являются креативность, спонтанность, уверенность, чувство юмора. Напротив, нежелание учиться, привычка пользоваться чужими тренингами от «Здравствуйте» до «Всем спасибо» превращают потенциального тренера в прилежного студента, зубрящего уроки. Что он может дать нового, кроме и так доступной в литературе информации? Конечно, можно пользоваться разработками своих коллег. Даже рекомендуется.

Однако профессионал должен обладать достаточной гибкостью, чутьем и творческим подходом к работе, чтобы создать программу «под клиента». Должен быть способен при необходимости менять программу кардинально для получения запланированного результата. Имея свой, удобный и емкий «чемоданчик методических средств», а также обладая пониманием групповых динамических феноменов и быстрой ориентацией и переключаемостью, тренер способен справиться с любой ситуацией.

Работа над ошибками

Бизнес-тренеру важно не просто чувствовать состояние группы, но и понимать актуальность рассматриваемой проблемы именно для этих участников. Важным навыком также является конструирование процедуры «под конкретную организацию». Несерьезное отношение к самообразованию, непродуманный набор универсальных упражнений «для любой ситуации» повлекут определенные проблемы во взаимодействии.

Тренинг – прежде всего, тщательно подготовленная… импровизация. Знание тренером своих ошибок и понимание причин их возникновения являются составными элементами его профессионального мастерства. Чтобы проводимые тренером программы были эффективными в плане наступления изменений на личностном, групповом и организационном уровнях, тренер должен периодически проводить «работу над ошибками», работая с супервизором или в группе своих коллег, а также посещать тренинги для тренеров.

Рекомендуем также прочитать статью "Что нужно знать начинающему тренеру?"

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.