Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
237 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Поиск и использование изображений без нарушения авторских прав: советы для веб-мастеров

Нужна иллюстрация для карточки товара или статьи? Первое, что приходит в голову — это быстро вбить запрос в поисковую строку и выбрать из выдачи нужные картинки. Но в текущее время это неверное решение, приводящее к проблемам. Поэтому рассмотрим альтернативные варианты.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Почему картинки из поиска больше не годятся?

Борьба за авторские права пришла из Европы и США в Россию. И вполне успешно: уже есть судебный прецедент по разрешению спора между владельцами двух сайтов. Если коротко, то владельцы екатеринбургского онлайн-магазина получили 820 тыс. р. за 82 фото, незаконно взятых владельцем пермского онлайн-магазина для использования на своем сайте.

Штрафы? Штрафы!

Штрафы за нелегальное использование изображений на текущий момент начинаются от 10 тыс. р. и достигают 5 млн. р., однако можно избежать проблем, прибегнув к одному из двух решений:

  • Предварительно оговорить с автором получение исключительных прав на работу, заплатив мизерную сумму в 500-1 000 р. Исключительное право даст возможность использовать рисунки, картинки, фотографии в коммерческих целях. Право владения также бывает неисключительным — в этом случае автор вправе дать разрешение на эксплуатацию работ нескольким покупателям.
  • Некоторые изображения допустимо взять без оплаты, отметив настоящего автора в подписи на сайте и проставив ссылку на оригинал. Это условие авторы часто озвучивают публично, но не будет лишним удостовериться, в силе ли решение на момент публикации.

В общем, если собираетесь брать изображение для применения в коммерческих целях, то предварительно получите разрешение. Такое условие распространяется и на фотографии товаров, и на иллюстрации к статьям на коммерческих сайтах, и на изображения в рекламных объявлениях.

Помните о том, что каждое изображение (графика, рисунки, анимации, фотографии) в Интернете — это объект авторских прав, полученных автором автоматически после создания работы. Нелегальное использование чужих работ наказуемо штрафами.

И как же находить изображения для наполнения веб-сайта, каталога с товарами, иллюстрирования статей?

Фотостоки

Фотостоки, фотобанки — это публичные сайты, предоставляющие сотни и тысячи изображений в формате фотографий, графики, иллюстраций, рисунков в различных стилях и жанрах. Единственное, что их объединяет — высокое качество. Приобрести представленные в фотобанке материалы можно бесплатно либо за плату. Размер вознаграждения определяет либо автор, опубликовавший материалы в каталоге фотостока, либо сам веб-ресурс.

Бесплатные фотобанки не требуют регистрации, но и выбор там ограничен. Платные фотостоки требуют регистрации для скачивания, а платить придется или за каждую покупку, или за подписку — зависит от условий площадки.

Фотобанки предоставляют к ознакомлению индивидуальные лицензии, в которых подробно расписаны условия использования скачанных материалов. К примеру, фотобанк Unsplash не разрешает перепродажу приобретенных изображений. А платный фотосток Shutterstock накладывает запрет на применение скачанных изображений в качестве товарного знака и логотипа, но допускает использование на коммерческих сайтах и в рекламе.

Как правило, условия пользования фотобанками просты:

  • допустимо размещать приобретенные картинки на коммерческом сайте, если в лицензии присутствует разрешение на коммерческое использование представленных в каталоге фотоматериалов;
  • полученные с фотостока изображения можно размещать в оригинальном виде, также допускается адаптировать под потребности.

Но нельзя выставлять взятые в фотобанках картинки на продажу, нельзя пополнять ими собственный фотосток, нельзя использовать в нарушающих закон материалах.

Примеры

SEO-специалисты Site Elite Studio пользуются в рутинной работе фотобанками Unsplash, PxHere, Pixabay, Shutterstock и др. Помимо разножанровых площадок в списке присутствуют тематические фотостоки, вроде Foodie’s Feed с фото на кулинарную тематику.

Недостатки

В чем минус использования стоковых изображений на сайте? Картинки с фотостоков искусственные, однообразные и узнаваемые. Один и тот же персонаж мелькает на фотографиях в разных жанрах и тематиках, встречаясь как на иллюстрациях медицинского профиля, так и среди фото на тему сантехнических услуг. Постоянное использование шаблонных изображений на сайте может раздражать клиентов. Пользователи не доверяют компаниям, пренебрегающим реальным контентом. Причем это касается и иллюстраций, и текстов, и отзывов.

Совет

Приобретя картинки в фотобанке, перед размещением проверьте их через поиск изображений Яндекс и Google. Если иллюстрация встречается на нескольких сайтах, в том числе на фотостоках, но авторы указаны разные, то есть проблема: вероятно, реальный автор не разрешал эксплуатацию собственных материалов в коммерческих целях.

Покупка

Первая мысль, пришедшая при обсуждении проблемы авторских прав — это «стоит просто купить у автора эти фото». Справедливо как для картинок из поиска, так и для фотографий, сделанных на заказ по ТЗ, фотографий от поставщиков товаров, картинок от биржевых фрилансеров и пр.

Пример

Как реализовать: заказывая отрисовку изображения по ТЗ или фотосъемку, подписывайте с исполнителем договор с пунктом о передаче исключительных прав на готовое произведение в полном объеме. Речь именно об исключительных правах, иначе многовероятно, что вы увидите эти изображения на фотостоках и на сайтах конкурентов, если автор многократно (и легально!) перепродал готовые работы с неисключительными правами использования.

Совет

Даже при обсуждении прав использования типовых фотографий товаров с поставщиком не забудьте упомянуть, что идентичные фото не должны появиться на сайте самого поставщика.

Дополнительные возможности

Если нужны бесплатные иллюстрации для статей в блоге, то поищите изображения со статусом национального достояния. Как правило, статус национального достояния присваивают картинкам и фото, если автор материалов ушел из жизни более чем 70 лет назад. Единственная загвоздка в том, что права на материалы могут быть выкуплены государственными архивами либо коллекционерами. Поэтому перед тем, как скачивать изображения, проверьте их текущий статус и присутствие в фотобанках.

Создание

При наличии возможностей лучшее решение — это создавать фотографии, изображения и иллюстрации для каталогов, статей и рекламы самостоятельно. Удобно, когда в штате компании есть дизайнер, художник, иллюстратор или фотограф, которым можно выдать техническое задание на отрисовку или фотосъемку, обсудив детали. Идеальный выбор для иллюстрирования каталога с товарами.

Дополнительные возможности

Авторские права действуют на готовые работы, но не касаются идей. Делая собственные фотографии или отрисовывая картинки, заимствуйте удачные концепции у конкурентов. Например, ориентируйтесь на удачный стиль подачи материалов, композицию фото и пр.

Совет

Отслеживайте качество контента, используемого в бизнесе. Следуйте общепринятым правилам заполнения карточек товаров на сайте: размеры фотографий, местоположение на страницах, содержание и т. д. Еще внимательнее подходите к вопросу размещения фото в товарных карточках на маркетплейсах — онлайн-площадки выдвигают целые перечни требований к заполнению карточек товаров и не публикуют экземпляры с неподходящим описанием.

Идеально, если получится сохранить уникальность каждой карточки товара, описания, фотографии, отзыва и страницы — это бонус, ведущий к повышению позиций сайта в поисковых системах.

Генерация ИИ

В 2022 г. в Интернете начали появляться ИИ, создающие статьи и изображения по текстовым описаниям. Например, нейросеть Midjourney создает картинки на основе описаний с ключевыми словами. В ключах можно прописать жанр, тему, композицию, детализацию, а также указать ссылки на референсы и отметить желаемый уровень сходства с авторскими работами. Начиная с версии V4, нейросеть Midjourney генерирует векторные и художественные логотипы, картинки 2D-маскотов, изометрические 3D-чертежи, иллюстрации для рекламных роликов и пр.

Недостатки

До сих пор не определен статус арт-объектов, создаваемых ИИ. На изображения, сгенерированные в бесплатных версиях, пользователь не имеет прав, поскольку считается клиентом искусственного интеллекта. Если есть платная подписка, то можно заявить об авторских правах на сгенерированные материалы. Но уже был прецедент, когда несколько художников и один фотобанк подали в суд на разработчиков ИИ, обвиняя тех в нарушении авторских прав. Предметом спора стало то, что в процессе обучения нейросетей разработчики применяли изображения, на подобное использование которых не получили разрешения от владельцев. Решения по делам пока нет, а юристы говорят лишь об ожидании вердикта судей.

Текущий статус под вопросом

Пока несколько сайтов наложили индивидуальный запрет на загрузку и реализацию изображений, сгенерированных ИИ, по причине спорной принадлежности авторских прав. Но пара других фотостоков уведомили, что готовы открыть продажу изображений, сгенерированных нейросетями, не дожидаясь конечного решения в области правового регулирования. Итоги принятых решений покажет время, но на текущий момент законность коммерческой эксплуатации контента, полученного от нейросетей, остается под вопросом.

Так где законно раздобыть изображения?

Коротко повторим тезисы статьи:

  • Качать из фотобанков. И читать лицензии на предмет нахождения информации о свободном применении контента, соблюдать правила площадок либо искать отметки о переходе материалов в статус общественного достояния.
  • Покупать у авторов. В роли авторов выступают фрилансеры, фотографы, дизайнеры, веб-иллюстраторы и поставщики товаров. Не забывайте четко формулировать пункты в договоре о переходе исключительных прав новому владельцу.
  • Создавать самостоятельно. Не запрещается вдохновляться референсами из сторонних источников.
  • Генерировать нейросетями. Или эксплуатировать нейроконтент с фотостоков.

Касательно последнего пункта: эксперты считают, что нейроконтент не отвечает коммерческим запросам. Значит, оптимальный выбор — это заказ отрисовки изображений у дизайнеров или заказ фотосъемки у фотографов. А каков ваш выбор? Поделитесь!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.