Интернет-магазин без потерь: три истории о чужих ошибках
Ошибки, конечно, полезны, они дают опыт. Но еще полезнее чужие ошибки. На них и учиться безопаснее.
История первая. Хочу-хочу, но ничего не знаю.
Для Андрея создание интернет-магазина было идеей фикс. Он не разбирался в электронной торговле, не анализировал рынки. Особо не задумывался о том, кому и что он собирается продавать. Андрей думал, что достаточно заказать дорогой сайт, а золотые горы появятся сами. Худо-бедно написал ТЗ – хотелось всего и сразу, но не понятно чего. И вот интернет-магазин появился. Но чуда не произошло. Заказов было мало, сайт пришлось забросить, как и мечты о золотых горах.
Понятно, что ситуация немного утрирована. Но чтобы с вами не случилось подобного, обратите внимание на ошибки Андрея:
1. Отсутствие представления об электронной торговле.
Почитайте книги, полезные статьи, пообщайтесь с владельцами интернет-магазинов. Но не перестарайтесь в погружении в теорию, а приступайте к практике. Запустите пилотный вариант магазина и получите первые результаты.
2. Незнание рынка.
Подойдите вдумчиво к выбору ниши, проанализируйте рынок, оцените конкурентов. Рассчитайте возможную прибыль и перспективы. Познакомьтесь со своей ЦА и ее болями. Подумайте, правда ли вам это нужно.
3. Отсутствие плана.
Для успеха интернет-магазина желания и энтузиазма мало. Придется составить план действий. И не один. Нужно продумать бизнес-процессы, логистику, создание и продвижение сайта… Но для начала надо узнать, с чем придется столкнуться.
История вторая. Красота vs удобство.
Алене повезло больше. Она знала, чего хотела, и к интернет-магазину подошла более серьезно. Девушка так стремилась выделиться на фоне конкурентов, что перегрузила сайт «красивостями», дополнительными возможностями и огромным ассортиментом. В итоге потенциальные покупатели терялись, не находили нужной им информации и убегали на более простой, но понятный сайт.
Почему так получилось?
4. Ставка на дизайн, а не на юзабилити.
Красота – это хорошо, но готовы ли вы жертвовать ради нее своими клиентами? Основная задача интернет-магазина – продавать. Поэтому дизайн и функционал, прежде всего, должны быть удобными. Все, что можно убрать – нужно убрать. А выделиться на фоне конкурентов поможет сильный бренд, грамотное продвижение и любовь клиентов.
5. Беспорядок.
Хорошо, когда товаров много. Плохо, если они небрежно оформлены. Продуманный каталог (категории товаров) – это важно. У каждого товара должно быть подробное описание, цена, отметка о наличии (если товара нет, то лучше уберите его с витрины), отзывы, качественное фото и/или видео.
6. Не тот путь к сердцу клиента.
Взгляните на сайт глазами покупателя. Удобная корзина, подробная информация о доставке, введение множества способов оплаты, полезный контент, использование разных средств вежливой и внимательной связи с клиентом – это суровая рабочая проза, а все остальное – лирика.
История третья. О самостоятельности.
Михаил с детства все делал сам. И это было очень похвально. Он сумел собрать интернет-магазин, базово его оптимизировал под поисковые запросы. Сам. Позаботился о складе и нанял курьеров. Тоже сам. Михаил знал, что нужно время, терпеливо улучшал сервис и считал, что издержки в порядке вещей. Его труды были вознаграждены. Заказов стало много, но крупные компании почему-то отказывались с ним иметь дело. Михаил подумал, что проблема в сайте. Решил его исправить. Сам. Но что-то напутал в коде и сломал. Все же пришлось обратиться к специалистам…
7. Неэкономная экономия.
Конструкторы сайтов прекрасны, но конструкторы сайтов с технической поддержкой еще лучше. В этом случае лучше немного доплатить, чем потом исправлять ошибки. И некоторые вещи стоит доверить профессионалам. А сэкономить можно было в первые месяцы на простоях курьеров, обратившись в службу доставки. Продумайте, на чем можно, а на чем не стоит экономить.
8. Не забывайте о будущем.
Для Михаила интернет-магазин был хобби. И даже когда заказов стало много, он не спешил оформить свое дело юридически. Это-то и отпугнуло крупные компании и некоторых дотошных покупателей. Хорошо, что не обвинили в незаконном предпринимательстве.
9. Все «сам».
На определенном этапе базовой оптимизации будет недостаточно. Просто хороший сайт не будет работать в полную силу «сам», без грамотного продвижения. Изучайте каналы и не стойте на месте. И будьте готовы, что рано или поздно помощь вам понадобится.
Не история, а последняя ошибка.
10. Думать, что можно избежать всех ошибок.
Нет универсального подхода к созданию интернет-магазина. В каждой нише есть свои тонкости или даже мода. Абсолютно все факторы перечислить и учесть невозможно.
Но не ошибается тот, кто ничего не делает.
Делайте!
Создайте тестовый магазин на конструкторе сайтов с хорошей поддержкой. Его преимущество еще и в том, что новые технологии внедряются автоматически. Изучите возможности выбранной CMS. Думаю, вы удивитесь. Так за сравнительно малые деньги вы получите работающий интернет-магазин, который можно будет улучшать и со временем масштабировать.