Обгоняя Microsoft
К раскрученным коломенским брендам – знаменитым на весь мир ракетным комплексам, пастиле, канату, дизелю – добавился еще один. По оценкам экспертов Anti-Malware.ru, первого в России независимого информационно-аналитического центра, к 2020 году программный продукт компании «Смарт-Софт» Traffic Inspector превзойдет по своим качествам застывший в 2012 году шлюз Microsoft.
ЕСТЬ ИДЕЯ. В одном из интервью Стив Джобс признался, что создал IPhone, потому что существующие мобильные телефоны были неудобны в использовании. Все хорошие и очень хорошие продукты так и придумываются. У нас было то же самое: 12 лет назад, когда интернет-каналы не поспевали за потребностями трафика и два человека в офисе могли положить всю сеть, у нас с партнерами появилась идея создать программу, которая делила бы возможности пропускного канала между всеми пользователями. Первая версия 1.0 Traffic Inspector успешно справилась с этой задачей.
ПЕРВАЯ ПРИБЫЛЬ. Первым нашим клиентом было агентство рыночных исследований и консалтинга «Маркет», которое купило Traffic Inspector за 100 долл. До сих пор с успехом его использует. Мы сами ходили по потенциальным клиентам, рассказывали им о продукте, какие задачи он выполняет, убеждали купить. Вторую лицензию приобрел Коломенский хладокомбинат. Когда после этого клиент пошел за клиентом, мы решили, что пора перестать делать что-то вручную, надо создать машину по продаже нашего продукта. Так родился «Смарт-Софт». Traffic Inspector остается старше компании на год.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ. По кривой развиваются компании, живущие по принципу: деньги есть – взлетаем, деньги кончились – падаем. У нас такого никогда не было. Мы никогда не называли себя стартапом, не привлекали ни внешние инвестиции, ни деньги бизнес-ангелов. «Смарт-Софт» всегда сам зарабатывал деньги. Двигались равномерно, но всегда поступательно.
КОНКУРЕНЦИЯ С САМИМ СОБОЙ. Когда компания появилась на рынке, у нас не было конкурентов в России. Но отсутствие конкуренции – всегда плохо для бизнеса. Тогда мы начали конкурировать сами с собой. Развивали продукт исходя из потребностей каждого нового клиента, меняли функционал, добавляли новые фичи. На момент рождения у Traffic Inspector был основной функционал – биллинг трафика и разграничение пользования этим трафиком. Сегодня только основных функций порядка 85. Он защищает от проблем с недоброжелателями, профилактирует проверки контролирующих органов, оберегает детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, помогает кафе, ресторанам, отелям и другим заведениям делать бизнес еще более прибыльным, а работу персонала более эффективной. Это конструктор, который можно разбирать, менять детали, снова собирать, чтобы удовлетворить потребности любого – малого, среднего или крупного – офиса.
ДРУГИ И НЕДРУГИ. Я предприниматель, и мне безразличен настрой окружающих меня людей. У меня есть цель, и я к ней иду. Когда соревнуются два бегуна и один бежит, оглядываясь по сторонам, отвлекаясь на камеры, трибуны, а другой просто бежит, – кто первый достигнет финиша? Конечно, второй. Я тот бегун, который бежит, и ему по барабану, что происходит вокруг. Я не обращаю на это внимания, просто делаю выводы и иду дальше. В бизнесе мой «господин» – это потребитель. Только его я слушаю, только ему поклоняюсь.
ЖЕРТВЫ. Бизнес уже давно не часть моей жизни, а, собственно, моя жизнь и есть. Так получилось. Но ребенка своего я точно не назову Смарт-Софт или Traffic Inspector. Не стану делать татуировку на теле в виде логотипа компании: это противоречит моим принципам, и вообще, в нашей семье у мужчин не принято делать татуировки. Но я готов использовать свои личные аккаунты в соцсетях для продвижения бренда, я бы даже в паспорте рядом с фамилией поставил логотип Traffic Inspector, если бы это не противоречило законодательству. А еще готов работать максимальное количество часов в сутки, не поднимая головы. Когда достигаешь результата, это круче, чем инъекция адреналина прямо в сердце.
ИСПЫТАНИЕ УСПЕХОМ. Конечно, каждый мужчина нуждается в похвале, в похлопывании по плечу, но меня это уже давно не развлекает. Наоборот, похвала меня внутренне вгонят в краску. Сегодняшняя ситуация на рынке похожа на сказку про Алису в стране чудес: чтобы просто оставаться на месте, надо очень быстро бежать. Поэтому, когда тебя хвалят, надо сказать «спасибо», опустить глаза и бежать дальше – с утроенной силой.
Мне интересно тянуть друзей и партнеров за собой. В этом случае значение лидера для достижения результата размывается, и все становятся лидерами, а я считаю, что что-то хорошее можно сделать только командой. Но когда люди не поспевают за тобой, они начинают завидовать, злиться и расстраиваться. Зависть – самое глупое чувство, присущее людям. К сожалению, она возникает не только у тех, кто слабее, менее богат или менее умен, но и у таких же успешных, как и ты сам. Я стараюсь с такими людьми рвать все контакты.
НА ПЕРСПЕКТИВУ. Есть такая вещь, как счастливый руководитель и несчастный. Несчастный всю жизнь все будет делать сам. Счастливый вырастит профессионалов, на которых сможет положиться, а сам будет играть в гольф (это я про себя). Я счастливый руководитель. В моем окружении, слава Богу, достаточно людей, на которых можно положиться. Но совсем расслабиться не получается. Рынок так динамично меняется с этими санкциями, импортозамещением, люди говорят про какой-то кризис – я не понимаю, что это такое. Каждый день приходится что-то новое постигать. Сейчас выводим на рынок два новых продукта. Какое уж тут расслабление. Меня учил один старый шкипер-хорват: ты должен быть на мостике своей яхты сконцентрированно-расслабленным. Так и в бизнесе. Если потеряешь концентрацию, обязательно свалишься с курса. Если будешь напряжен, быстро устанешь от вахты. Моя формула успеха такая: быть сконцентрированно-расслабленным. Главное – не забывать получать от всего этого удовольствие и оставаться счастливым. ;-)
Андрей Давидович: «Cегодня в бизнесе, как в сказке про Алису: чтобы просто оставаться на месте, надо очень быстро бежать. А если хочешь двигаться вперед, нужно бежать с утроенной силой».
Пять правил ведения бизнеса от Андрея Давидовича
1. Делаю то, что мне нравится и в чем хорошо разбираюсь. Предпочитаю заниматься только тем, от чего меня по-настоящему прет, и продаю только те продукты, которыми сам пользуюсь. Не берусь за дело, если не могу с ходу назвать пять отличий своего продукта/услуги от продуктов и услуг конкурентов. Иначе случится то, что я называю «толкаться попами на рынке».
2. Внимательно выбираю партнеров. Партнер, особенно на начальном этапе, когда нет внешних инвестиций, должен брать на себя ответственность за какую-то часть бизнеса и тянуть ее, чего бы ему это ни стоило. Хорошие партнеры могут получиться из друзей. Есть позитивный опыт. Ну а если «друг оказался вдруг», законодательство позволяет с ним разойтись.
3. Держусь в правовом поле. Насколько это возможно в России. У меня было много соблазнов, в том числе технологических, уйти в сторону, где были быстрые и не очень чистые деньги. Но я отказался. Мы пошли в развитие легальных технологий и выиграли.
4. Не делаю прибыль главной целью. Деньги – это следствие. Если ориентироваться на рынок, на клиентов, качественно предоставлять услугу каждому, независимо от того, сколько их – 5 или 61 тысяча, – как у «Смарт-Софта», то деньги не заставят себя долго ждать. Если с самого начала зациклиться на прибыли, ничего не выйдет.
5. В бизнесе я немного авантюрист – в хорошем смысле слова.Считаю, если ты не актер и немного не авантюрист, за бизнес браться не стоит.
Пять принципов подбора кадров гендиректора «Смарт-Софт»
Не беру на работу родственников. Принципиально не делаю этого. Родственник считает, если ты его взял на работу, ты ему априори должен: высокую зарплату, продвижение по службе, социальные блага. Увольнение родственников обычно заканчивается скандалами в семье. В некоторых компаниях, где я являюсь учредителем, работают мои родные, но на работу их берут директора этих компаний. И увольняют тоже они.
Избегаю людей, не имеющих хобби. Людей, у которых нет хобби, лучше не приближать к себе и не брать на работу. У каждого должно быть хобби. Пусть это будет вязание, рисование, скалолазание – что угодно. Человек должен говорить еще о чем-то, кроме работы и денег. Иначе с ним не интересно. Вы не представляете, сколько идей у меня появилось, когда я встал за штурвал парусной яхты. Или на поле для гольфа, где на прохождение 18 лунок дается 4–5 часов. Рядом всегда оказываются интересные люди из других областей. Они такие вещи рассказывают, что происходит просто взрыв эмоций и идет приток новых идей.
Принимаю на работу долго, а увольняю быстро. Правило, озвученное мне однажды в поезде одним финансистом. Сначала я с ним не согласился. Понимание пришло спустя пять лет. Действительно, принимать на работу надо долго: думать, взвешивать, потому что ты берешь ответственность за человека. Это как жениться или замуж выйти. Предпочитаю грузить людей на собеседовании всем плохим, что есть в компании, пугаю, как им будет тяжело. Если не тушуются – беру на работу.
Ищу кадры на стороне. Есть плохая привычка в бизнесе – брать людей из ближнего круга, куда дотянулся рукой. Через какое-то время я понял – зачем? Массу функций можно отдать на аутсорсинг. При этом людей не надо держать на зарплате, выплачивать им отпускные. Можно просто заключить трудовой договор под задачу. Таких людей у нас работает большое количество по всему миру. Меня это вполне устраивает.
Не надеюсь на халявный персонал. Профессионалов на халяву не бывает. Либо ты должен его долго растить, либо заплатить хорошие деньги за готового специалиста – его знания, опыт, связи, базу.