Теперь
представим, что вы полностью выполнили и сдали работы по акту, и заказчик оплатил вам оговоренную сумму 49 040 р. При этом вы еще не расплатились с землекопами, но щебень и вывоз грунта полностью оплачены,
и после оплаты этих ресурсов на руках у вас осталось 49 040 — 9 100 = 39 940 р.
Теперь можно перейти к определениям.
Выполнение Выполнение по смете составляет 49 040 р. Выполнение
— это стоимость выполненных работ и поставленных материалов в ценах заказчика. Оно меняется с ходом работ, в начале оно равно нулю и к завершению работ выполнение приближается к сумме, запланированной в смете. При завершении работ в силу изменений выполнение может быть больше или меньше стоимости сметы. Сумма выполнения отражается в актах заказчика и автоматически подсчитывает Сметтером в ходе строительства. По сумме выполнения в месяц можно судить с какой скоростью работают ваши строители.
Выручка Выручка
по смете тоже составляет 49 040 р., так как в нашем примере заказчик уже полностью оплатил сумму по акту (то есть сумму выполнения). Выручка
— это средства, оплаченные вам заказчиком. Иногда выручку называют «доход». Выручка тоже меняется в ходе работ: вы производите работы, показываете в актах выполнение, заказчик оплачивает ваши работы, и выручка увеличивается. В Сметтере
выручку можно увидеть в сверке по объекту или в таблице финансов. Объем
выручки в месяц показывает, насколько качественно вы сдаете ваши объекты и умело работаете с заказчиками.
Баланс объекта Баланс объекта (сметы) составляет 49 040 — 9 100 (себестоимость материалов и механизмов) = 39 940. Баланс объекта (сметы)
— это разница между выручкой и вашими реальными текущими затратами. Так
как работу землекопов вы еще не оплатили, то баланс довольно большой. Баланс может быть и отрицательным, когда вы еще не получили деньги с заказчика, но уже сами приобрели что-то для строительства. В стройке это
не совсем типичная ситуация, так как строительство как правило ведется на средства заказчика, и подрядчик не должен вкладывать свои средства в объект клиента. Следить за балансом поможет Сметтер , сумма баланса есть на странице объекта и в разделе Финансы.
Валовая прибыль Валовая прибыль по смете составляет 21 840 р. Валовая прибыль
— это разница между выручкой и себестоимостью. Себестоимость включает и
еще не выплаченные средства бригаде. В этом и состоит разница между балансом объекта и валовой прибылью: баланс учитывает только то, что потрачено в моменте, а валовая прибыль считается с учетом будущих расходов. Валовая прибыль тоже может меняться в ходе работ. Сметтер постоянно мониторит фактическую валовую прибыль и сравнивает ее с той, что была заложена в смете. Валовую прибыль вы можете использовать на нужды компании: от инвестиций в оборудование до выплаты дивидендов.
Объем
или процент валовой прибыли в месяц показывает, насколько эффективно ваш строительный отдел «генерирует» денежные средства для компании. Валовую прибыль можно посчитать по отдельной смете или объекту, все калькуляции вы можете найти в Сметтере в модуле Финансы.
Операционная прибыль Представим,
что для сдачи-приемки работ вы лично выехали на объект и потратили 500 р. на бензин. Эта сумма не была заложена в смете. В таком случае операционная прибыль по смете составит 21 840 — 500 = 21 340 р.
Операционная прибыль
— это валовая прибыль минус непрямые (операционные) расходы. В такие расходы включаются аренда офиса, реклама, административный персонал и т.д., то есть все то, что напрямую не внесено в смету для заказчика. Операционная прибыль показывает, может ли компания сама себя «прокормить». Если объектов мало, а непроизводственный штат, реклама, офисные затраты велики, то вместо прибыли будет операционный убыток. Операционная прибыль считается по компании в целом, поэтому в Сметтере
этот показатель доступен только тем пользователям, которые используют модуль Платежи и ведут учет всех расходов и доходов компании.
Чистая прибыль После того, как вы выплатите налоги, сумма вашей прибыли еще уменьшится, и будет называться чистой прибылью.
Балансовый отчет Осталось составить балансовый отчет нашей условной компании, которая пока что выполнила работы по единственной смете.Что такое балансовый отчет в строительстве?
В
части Активы отражаются принадлежащие компании ресурсы. В данном случае
это только денежные средства (с учетом затрат на бензин в 500 р.). В реальности список активов гораздо шире: это и задолженность заказчиков, и
запасы материалов и инструмента. Даже ваш сайт будет фигурировать в части активов.
В
части Пассивы отражаются наши обязательства (перед партнерами или заказчиками). Разница между активами и пассивами должна и есть ваш капитал. Если обязательств больше, чем активов, капитал будет отрицательным.
Итак, откройте раздел «Финансы» в Сметтере
и проверьте, сколько валовой прибыли вы получаете в год или в месяц? Посчитайте, какой капитал у вашей компании? Пока вы занимаетесь расчетами, мы будем готовить для вас другие статьи о финансах в строительстве.
—-
Хотите автоматизировать ваш бизнес? Попробуйте программу Сметтер . 14 дней полного доступа после регистрации.
Сметтер
— это базы строительных расценок по России и СНГ, редактор смет, планирование, работа с закупками и работами, финансовая аналитика компании, строительные документы и акты документы в один клик.