Мемасики в соцсетях: использовать или не использовать
Ходите с загадочным лицом и не можете решить, использовать мемы или нет? Отложите череп и давайте разберемся, что к чему. Романтические страдания — это не модно.
Вы следите за тем, как крупные бренды используют инфоповоды и постят мемы? С удовольствием пишете в комментариях «Как же вы деградировали! Это ж сексизм/шовинизм/расизм». На «изм» много интересных слов. Но вам, как бедному Гамлету, нет покоя.
Не понимаете, использовать или нет мемы в продвижении собственного бизнеса в социальных сетях? Не волнуйтесь, вы не одни такие. Мы тоже не понимали, зачем нужны мемы, но разобрались, и хотим поделиться своим опытом.
Что такое мем и какие задачи он решает?
Если до сих пор думаете, что мем — это прикольная картинка, сочиненная школьником — заблуждаетесь.
Википедия говорит:
Мем — это единица культурной информации, любая идея, символ, манера, осознанно и неосознанно передаваемые от человеку к человеку с помощью жестов, речи, письма. Термин появился в 1976 году благодаря биологу Ричарду Докинзу
Спасибо, Википедия.
Разновидностей мемов много, но нас больше всего интересует интернет-мем. Проще всего суть интернет-мема объяснили авторы Лурка:
Допустим, пользователь постит картинку со смешной подписью. Кто-то замечает её и постит на другом ресурсе, при желании заменив подпись на другую (или сменив фон, но оставив надпись). В процесс включаются другие люди, каждый последующий вариант будет порождать десятки новых. Зачем? «Да просто так, потому что понравилось» — отвечает голос обосновавшегося в голове жертвы вируса. Подобно клеткам рака, картинки расползаются по телу интернета, и теперь можно с некоторой уверенностью утверждать, что это мем
Спасибо, Лурк (сорри, стилистику пришлось редактировать).
По силе действия мем похож на дурацкую песенку, застрявшую в голове. Не нравится ни музыка, ни слова, ни исполнитель, но, как зомбированный, продолжаешь напевать и двигать плечами в такт.
У интернет-мемов есть своя классификация, выделим две главные разновидности: ситуативные и классические.
Классические мемы
Это один из способов общения с пользователями. Вы доносите информацию на понятном для аудитории языке, обращаясь к основным архетипам Юнга (предрасположенность людей одинаково понимать общечеловеческие психологические вопросы, чувства к родителям, желание любви, потребность к успеху, саморазвитию и т.д.). Как правило, в человеке присутствуют все архетипы, но в разные моменты в жизни какой-нибудь превалирует над остальными. Классический мем обращается к одному из этих вариантов поведения.
Архетипов много, мы составили памятку, чтобы сориентировать. Основные архетипы:
- Герой — когда вы несете кольцо в Мордор
- Антигерой — когда вы построили Мордор
- Персона, или «лицо в социуме» — сын маминой подруги
- Наставница — Елена Малышева (или Саша Грей)
- Наставник — Йода
- Анима, или женское начало — я, когда у машины сдуло колесо
- Тень анимы — Харли Куинн
- Анимус, или мужское начало — черный властелин
- Тень анимуса — Гарольд, который скрывает боль
- Плут — капитан Джек Воробей (смекаете?)
Ну, вы поняли.
Минус такого мема: никто не защищен от того, чтобы быть неправильно понятым.
За этот мем против банка возбудили дело о нарушении закона о рекламе, декабрь 2017.
Депутат Госдумы увидел в нем популяризацию криминального движения и пожаловался в ФАС. Застраховаться от такой реакции невозможно. Шутка может не зайти или зайти совсем не так, как ожидается.
Классический мем не обязан быть свежим, но с ними нужно быть осторожным. Убедитесь, что понимаете его правильно. Найти и сделать такие мемы можно в мемогенераторах, например, Рисовач.
Ситуативные мемы
Реакция на событие или новость. Они привлекают внимание к бренду и увеличивают охват аудитории. Конечно, если мем появился сразу после новости и оказался удачным.
Мем не влияет напрямую на увеличение продаж. Но, подобно вирусу, он застревает в голове пользователя: когда возникнет необходимость в покупке, вероятно, он вспомнит именно о вашем бренде.
Например, в феврале Илон Маск запустил свою Falcon Heavy. Бренды поймали инфоповод и понеслось. Сначала бренды начали делать подписи к фотографии ракеты:
Потом надписи появились на самой фотографии:
Здесь уже добавили нового персонажа:
(апогей креатива)
Минус ситуативного мема — компания должна быстро среагировать на инфоповод. Мем, как и осетрина в романе Булгакова, бывает только первой (она же последняя) свежести. Сомневаетесь насчет актуальности — проверьте частоту упоминаний в Google Trends. Не злите пользователей, не используйте просроченное: не успели поймать — упустили возможность сделать мем.
Свежие мемы и инфоповоды можно найти на Пикабу, 9gag и Joyreactor (если хорошо с английским), или отследить во ВКонтакте и Twitter.
Когда не использовать мемы?
Мем — не волшебная таблетка, а один из инструментов маркетинга. Им нужно уметь пользоваться. Мем не заменит других инструментов и не поможет, если есть проблемы в самом продукте или услуге. Мы составили чек-лист, когда точно не нужно делать мем:
- Плохо знаете свою аудиторию.
- Не понимаете суть мема или инфоповода.
- Делаете, потому что все делают.
- Пытаетесь заменить мемом остальные маркетинговые инструменты и замаскировать плохой продукт.
- Не умеете шутить.
- Используете старый инфоповод или мем с истекшим сроком годности.
Как мы используем?
Мы — b2b сервис, занимаемся автопостингом в соцсети. Наша ЦА — маркетологи, бизнесмены и (почему речь вообще зашла про мемы) SMM-специалисты.
Нам лень следить за трендами, и мы не очень хороши в юморе, поэтому ситуативные мемы не постим. Используем классические мемы, чтобы привлечь внимание пользователей к публикуемой информации.
Так мы сообщили, что работаем на каникулах. Героям и трудоголикам из мира SMM понравилось.
Так рассказали подписчикам о новой статье и акции к «Черной пятнице»:
Играли на созвучии Black Fry Day, фанаты «Футурамы» оценили
Мы изучаем своих пользователей, их интересы и архетипы поведения, поэтому не боимся делать мемы.
А вы уже решили, быть или не быть? Обсудим в комментариях!