5 фатальных ошибок стартапов и как их избежать
Я работал с огромным количеством стартапов на протяжении долгих лет и видел много предпринимателей, добившихся успеха там, где остальные находили лишь поражение. Даже у пробившихся к цели команд я постоянно замечал ошибки и недочеты – лишь благодаря невероятной решительности они преодолели их и одержали победу.
Здесь я собрал пять наиболее популярных фатальных ошибок стартапов и способы их избежать:
1. Сомневаться на каждом шагу
Создание бизнеса может быть страшным, количество неизвестных переменных огромно – даже для большинства опытных предпринимателей. Легко поменять мнение, когда проблемы накапливаются, но важно быть непоколебимым в своих идеях. Если вы не уверены в своём проекте, то почему кто-то другой должен вам доверять? Все - инвесторы, клиенты и сотрудники должны видеть вашу твёрдость! Конечно высокомерие может оказаться льдом на краю обрыва, но всегда, когда это необходимо, говорите себе: «У моей идеи есть потенциал, она может принести пользу и помочь многим людям!». Уверенность и позитивный настрой заразительны, они обязательно помогут вам в построении отношений. Каждый раз, когда у вас появляются сомнения, просто помните, что другие уже прошли через это до вас. А если смогли они, то и вам это тоже по силам.
2. Откусить больше чем помещается в рот
Ни одно чувство не похоже на радость от приобретения первого крупного клиента. В этот прекрасный момент вы можете себя поздравить, но не обольщайтесь. Многие стартапы, поймав первую крупную рыбу, начинали расширяться слишком быстро, чтобы успеть приспособиться. Ведите бизнес в подходящем для вас темпе и не старайтесь развивать его в ошибочном направлении. Убедитесь, что у вас есть конкретный план действий. Это необходимо, чтобы иметь измеримые цели, понимать куда вы двигаетесь и видеть любые отклонения от курса. Не беритесь за проекты, которые не могут быть реализованы с учетом заданных параметров. Поймите свои ограничения и недостатки как новой компании, и вы встанете в один ряд с лидерами довольно скоро.
3. Не развиваться в социальных сетях
Я часто вижу стартапы, которые избегают социальные сети. Это очень печально, учитывая насколько легко и быстро можно развиваться с их помощью. Это простой путь к новым клиентам и партнерам. Facebook, Twitter, LindekIn – неважно какую сеть вы выберете – создайте аккаунт для своего бренда и используйте все возможности коммуникации с людьми. Последовательность и регулярность в размещении контента – два наиболее важных момента в работе с социальными медиа. Кроме того, я вижу очень много предпринимателей, использующих социальные сети неправильно. Они публикуют несколько постов на Facebook или делают несколько твитов и ожидают быстрых результатов.
Думайте о социальных медиа, как о духовке, а не микроволновой печи. Духовка готовит медленно, но финальное блюдо получается восхитительным. У меня есть друг предприниматель, у которого 550 000 подписчиков на LinkedIn. Я спросил его, в чем секрет. Вот, что он ответил: «Я делаю две вещи: каждый день публикую уместные посты во всех социальных сетях и постоянно общаюсь с другими людьми». В наши дни слабая активность в социальных медиа – популярная ошибка многих стартапов, которую очень легко исправить.
4. Ждать помощи
Чтобы открыть бизнес, требуется помощь других людей. Просто и понятно. Империи не строятся в одиночку. Тем не менее, каждый опытный предприниматель подтвердит, что ждать помощи и надеяться на неё не стоит. Запуск проекта требует больше работы, чем можно было бы описать словами, и сильный моральный настрой является обязательным. Это не означает, что вы останетесь совсем без помощи (возможно, на каком-то этапе так и будет). Сильный моральный настрой – это абсолютная готовность работать на пределе своих возможностей. В то время, когда друзья будут наслаждаться веселой пятничной ночью, вы будете проверять расчеты и отправлять деловые письма.
5. Не слушать советы
Это контрапункт к предыдущему разделу. С одной стороны, не стоит ждать помощи от других, но с другой – сольная игра гарантирует вам провал. Найдите наставника. Даже если у вас нет никого на примете, продолжайте общаться, знакомьтесь с потенциально полезными людьми. Поиск новых и развитие существующих связей позволит вам накопить богатство знаний и опыта. Вы будете убеждаться в ценности своих контактов снова и снова. Не знаете, как найти наставника? Найдите людей, которые делают то, что вы хотите делать, и предложите угостить их обедом. Хотя это кажется очевидным, вы удивитесь, узнав, как много людей этого не делают. Наставничество – улица с двусторонним движением. Пока вы будете получать ценную информацию, наставник будет чувствовать свою значительность и компетентность. Это беспроигрышная ситуация для всех участников.