Мы в SVK.Digital 10 лет проводим внедрения PIM-систем и понимаем, что успешность проекта на 50% зависит от клиента. В статье расскажем, как подготовиться перед тем, как обращаться к подрядчику, и начинать работы.
Что такое PIM? Вероятно, вы знаете, что такое PIM, если интересуетесь подготовкой к внедрению системы. Если нет — прочитайте нашматериал об этом и возвращайтесь. Здесь же коротко напомним, в чем суть этих программ.
Итак, для описания товаров используются сотни параметров. Нужно учесть габариты, массу в упаковке и без нее, цвет, размер, материал, сезонность и многое другое.
Часто информация хранится разрозненно. Что-то в таблице, что-то в 1С, что-то — и вовсе в голове отдельного сотрудника. В итоге компании тратят недели, когда нужно собрать данные в одном месте для выхода на новую торговую площадку.
Чтобы систематизировать процесс, используется PIM, он же Product Information Management. Это системы для централизованного управления большими массивами данных о товарах. В базы данных включается маркетинговая информация, техническое описание, фотографии, информация о производителе и продажах.
А еще PIM-системы позволяют автоматически выгружать данные о товаре в другие системы и каналы продаж: в интернет-магазины, маркетплейсы, на сайты партнеров и в печатные каталоги.
Кроме того, PIM обеспечивает дополнительный контроль. Например, можно настроить так, чтобы сотрудники не могли загрузить товары менее, чем с тремя фото или слишком короткое описание.
В чем сложность внедрения PIM? При перезапуске, например, сайта, вы можете строить новый ресурс «рядом», команда же продолжит пользоваться существующим. Такие задачи обычно не затрагивают работу компании в целом.
При внедрении PIM ситуация иная. Почему так? Обычно бизнес задумывается о такой системе, когда уже имеет процесс работы с товарной номенклатурой. Причем речь не идет про работу с блокнотом или гугл-таблицами. Обычно наши клиенты хранят товарную информацию в 1С или админке сайта.
То есть работа с номенклатурой у бизнеса идёт каждый день и её остановить нельзя. Поэтому внедрение PIM-системы — это процесс модернизации существующего процесса работы с номенклатурой.
Именно поэтому важно серьезно отнестись к подготовительной работе и правильно провести внедрение. Расскажем, что поможет пройти все этапы гладко.
Сформулируйте цели внедрения Перед тем, как начать работу над остальными пунктами, важно понять, а зачем вам вообще PIM? Подумайте, какие проблемы она решит и что будет являться критерием успеха.
Может быть, вам нужно сократить возвраты, которые происходят из-за ошибок в характеристиках и описаниях товаров? Или ускорить вывод товаров на новые рынки? А, может, решить какую-то другую задачу? В любом случае, лучше сформулировать эти цели, чтобы подрядчик по внедрению PIM мог сделать упор именно на тот функционал, который поможет компании добиться результатов.
Например, кейс из практики. Владельцы компании по продаже товаров для автоспорта поставили цель: расширить каналы продаж и выйти на зарубежные рынки. Им мешала разрозненность товарной базы: одна часть информации хранилась в 1С, другая — в «админке» интернет-магазина. А еще — у компании не было автоматической выгрузки товаров в магазины. Приходилось месяцами ждать настройку интеграций от 1С-программистов. Это не давало быстро выводить товары на рынок и стало бы проблемой при работе с новыми странами.
Поэтому при внедрении PIM мы создали единую отдельную базу автотоваров и настроили автоматический экспорт данных в интернет-магазины на соответствующих языках и в нужной валюте. Как результат — рост бизнеса и открытие новых площадок в Европе!
Выделите команду для работы Чтобы внедрить PIM, потребуются не только усилия подрядчика, но и работа сотрудников с вашей стороны. Лучше выделить отдельную команду людей, которые будет отвечать за это направление.
Минимальный состав команды — это три человека:
Руководитель проекта. Товарный аналитик или человек, который хорошо разбирается в номенклатуре товаров и том, как она устроена. Представитель бизнеса, который инициировал внедрение PIM-системы и способен согласовывать требования. Иногда руководитель проекта и представитель бизнеса — это один сотрудник. Но все три роли не сходятся в одной личности. Ведь заказчик не может руководить проектом и быть аналитиком одновременно.
Вторая группа людей, которая потребуется на последних этапах проекта, — те, кто участвует в интеграционных процессах. Это специалисты по 1C, разработчики сайта и другие сотрудники. Тут все зависит от того, как выглядит информационная архитектура компании.