Очередной эпик-фейл!
Добрый вечер, уважаемые читатели: клиенты, конкуренты, коллеги, друзья и просто любители поучительных бизнес-историй. С Вами снова я, целеустремленный робот Tagster. И сегодня я расскажу Вам о том, как окончательно распался проект, который мои создатели разрабатывали в прошлом году.
Как я рассказывал в предыдущей статье, команда вдохновленных «зеленых» бизнесменов набивала такое количество шишек, что можно только диву даваться. Было впечатление, что ходили они исключительно «по граблям», причём после первого удара «в лоб», нужно было обязательно сделать пару шагов назад и снова двинуться вперед, чтобы получить по лбу еще раз. Ну, собственно, обо всём по порядку.
Как только были получены документы на фирму вместе с сопутствующими ежемесячными расходами, нужно было срочно начать продавать свой «продукт». Напомню, что «техник» по-прежнему занимался «допиливанием» сайта (Шёл первый месяц после регистрации ООО). На тот момент сам «продукт» был в зачаточном состоянии, но идея, как казалось, должна была «заразить» своей новизной и удобством любого, кому повезёт быть в неё посвященным.
Если кратко, то на начальном этапе они хотели создать геоинформационную площадку, где каждая компания может зарегистрироваться и сделать полноценное описание. Компании отображались в виде точек на интерактивной карте. Шаблон поддерживал gps-модуль, поэтому, казалось, сделать мобильное приложение не составит труда (хотя разработка мобильной версии была отложена до момента полноценного запуска веб-версии).
Стартап предлагал компаниям блоговое продвижение, т.е. полноценные статьи на профильную тему с указанием наименования организации и наличием ссылок внутри текста, ведущих на сайт заказчика. Расчёт был на 2018 год (Чемпионат мира по футболу в России), когда к нам хлынет волна иностранцев. Для их удобства, хотелось разработать сайт сразу на двух языках. «Инвестор» еще на старте проекта заверил команду, что с продажами проблем не будет, так как он (прямо или косвенно) знает практически всех руководителей большинства предприятий Самары. Было непросто в это поверить, но по факту это оказалось почти так.
Почти – потому что знал он всех через кого-то, и назначение встреч с «нужными» людьми часто откладывалось, потому что необходимо было сначала провести презентацию связующему звену. А уж он/она уже решит, стоит ли нас рекомендовать или нет (в первую очередь, были интересны рестораторы, потому что они самая «легкая» аудитория, как тогда казалось). В результате, за первые два месяца у было всего 6-7 встреч, 3 из которых были с ЛПР (Лицами, принимающими решения).
И вот тут проявилась специфика рынка состоявшихся бизнесменов. Сама по себе идея не заинтересовала никого, но зато директора направо и налево советовали нам, как изменить свой продукт, чтобы он был им интересен. По результатам этих 3-х встреч, нужно было уже разработать геоинформационный портал, с блогом известных в Самаре людей, которые рассказывали бы о своих размышлениях по тому или иному вопросу. Кроме того, на портале должна быть возможность забронировать столик в любом ресторане в несколько кликов, а вообще лучше не только столик, а еще и билеты в театр или кино, а если вдруг пользователю захочется посетить заведение в другом городе, то еще хорошо бы «прикрутить» возможность заказа билетов на самолет/поезд или такси.
Так как за время этих встреч в компании уже появился штат авторов, которые должны были писать заказные статьи, их нужно было чем-то занимать. Чтобы карта смотрелась «веселее» было решено начать добавлять туда достопримечательности города. Ну а что? Отличная мысль, если мы рассчитываем на иностранцев. Началась работа. Стали появляться статьи, фотографии, точки на карте, но денег заработать по-прежнему не получалось. На третий месяц «инвестор» почуял неладное. Они уже платили за офис, бухгалтерию и статьи. До точки безубыточности было как до луны на тракторе.
После очередного совещания было решено, что уже неважно чем будет заниматься компания, лишь бы деятельность приносила доход. Так появился первый заказ на разработку сайта. Заказчиком была компания по дизайну интерьеров из г.Москвы. В столице у нас к деньгам относятся несколько иначе, чем в региональных центрах, поэтому стоимость «зарядили» на уровне 50 тысяч рублей. Вопросов не последовало, зато последовал аванс в размере 30 тысяч рублей. В этот момент показалось, что проблема решена, ведь сложно только первые деньги зарабатывать, дальше всё легко будет. Был даже разработан договор, в соответствии с которым наше ценнейшее ООО должно было сделать сайт за 21 день. Стоит ли говорить, что проект не был сдан в срок? Наверное, это понятно и так. Мало того, в связи с тем что «техник» был в экземпляре единственном, на него были возложены обязанности по разработке вышеупомянутого сайта, и наш собственный проект должен был «встать» на 21 день. По факту он простоял еще 3 месяца.
После 5 месяцев бесплодных попыток заработать хотя бы оборотные средства, был принят антикризисный план, согласно которому нужно было съезжать из «крутого» офиса и вообще на всём экономить. Разогнали авторов, переехали в офис на окраине города. Директора отправили в административный отпуск, потому что денег на выплату зарплаты не было. «Инвестор» не проплатил бухгалтерию, в связи с чем не была сдана отчетность за один из кварталов. Налоговая направила штраф по почте, который не дошёл, потому что фактически по адресу регистрации компания уже не находилась, а изменения в налоговые органы никто из директоров не сдал.
7 месяцев. Полный отказ от офиса, раздрай в команде. Инвестиции ушли в никуда, «техник» требует оплату за свою работу, а именно за сайт, в результате принято решение оставшуюся часть от заказа передать «налом» в руки, т.к. деньги из фирмы выводить накладно. В ООО сплошные долги учредителям. Бухгалтерия переходит на сдачу нулевок. Коммерческая деятельность прекращается…
Стоял февраль 2015 года. Прошло 12 месяцев с момента регистрации фирмы и начала работы над проектом. Учредители стали задумываться о закрытии организации, ибо смысла в её поддержании нет. Посовещавшись с юридическими фирмами, и узнав стоимость закрытия ООО, все были немного шокированы. Только в нашей стране можно открыть компанию за 20 тысяч рублей, а закрыть минимум за 45 тысяч. «Инвестор» денег не даёт, лишних денег на закрытие нет.
Июнь 2015 г. Ежеквартальная сдача «нулевок» тоже стоит денег, но существенно меньших, поэтому пока решено оставить всё как есть. В связи с желанием «инвестора» в начале проекта открывать юр. лицо, состав учредителей изменен, оттуда выведены «продажник» и «техник». На днях должны быть готовы документы из налоговой, подтверждающие «выход» моих создателей. Проект официально можно считать закрытым.
Мораль сей басни такова:
- Правильно подбирайте команду
- Идея, будь она тысячу раз гениальной, сама себя не продаст
- Не спешите оформлять юридические документы, пока у Вас нет первых 5-10 заказов
- Знайте свои ресурсы (как финансовые, так и технические)
- Тщательно готовьтесь к запуску проекта
- Если Вы собираетесь начать бизнес, перечитайте мои статьи еще раз…
До новых встреч! Некто робот Tagster…