Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
4 247 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Инструменты для одиночного мозгового штурма

Сколько инсайтов упустил стратег? А сколько хороших рекламных сообщений упустил маркетолог? Хватит рисовать палочки и ромбики на бумажке, пора заняться настоящим мозговым штурмом!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Когда нужен одиночный штурм?

  1. Нет проектной группы. Случиться могло всякое: вы заболели, все остальные заболели, вы уехали работать удаленно из Таиланда, у компании нет офиса, а в Skype никого не загнать.
  2. Мелкая задача. Ваша работа предполагает необходимость генерировать десяток-другой идей в течение рабочего дня. Решения небольшие, но должны быть эффективными: оформить статью в блоге, презентовать кейс клиенту — нет смысла собирать проектную группу, но идеи нужны.
  3. Работа в группе не дала результата. В проектной группе нет хорошего модератора, и поэтому штурм скатывается в оценку и обсуждение идей раньше, чем нужно. Инициативу захватывают громкие и агрессивные, хотя «громкий» не значит «креативный». За час группа должна была сгенерировать 100 идей, но по факту сгенерировала 5 и 95 их вариантов, потому что участники хватались за мысль друг друга.
  4. Вы интроверт.

Мозговой штурм — это не про креатив

Брейншторм нужен для поиска эффективных решений, которые и составляют суть работы маркетолога. Если идея обаятельная, на маркетинговых задач не решает, — смело отказывайтесь от нее. Разработка рекламного сообщения, моделирование посыла для целевой аудитории, поиск инсайта — это решения, которые удобно искать в формате мозгового штурма.

Методы продуктивного мозгового штурма для одного мозга

xcMchZIkH3Q_yOfRRSKONXGlAVnKMqEh4IQsq7kA

6 приемов для быстрых идей от культового итальянского дизайнера Бруно Мунари

Кроме приемов не забывайте использовать и мозг, ведь, по меткому выражению того же Дюшана, «Чтобы сделать коллаж, недостаточно клея».

  1. С ног на голову. Пример — «Фонтан» Дюшана.
  2. Многократное повторение. Пример — индийское божество или плакат с супами Кэмпбелл.
  3. Зрительные или функциональные ассоциации. Например, ножки у стола или ножки у кошки.
  4. Объединение целых в одно целое. Пример объединения стекла и резины — стеклянная резина или резиновое стекло.
  5. Замена или подмена. Можно изменить цвет, массу, материал, место, функцию, размер, скорость. Пример: синий батон.
  6. Отношение отношений — комбинации вещей, получившихся после использования первых пяти способов. Например, индийское божество с супами Кэмпбелл в левых руках и синими батонами в правых руках, а всё вместе — индийские недели в Макдоналдс.
-Id_soF_jmpkWBr_EJh0OgS7OS-Pou_Cn6JhKyaC

Метод обратного факта (реверсивный штурм)

Сформулируйте задачу в виде одного вопроса. А затем сделайте его негативным. Например: «Как спроектировать продающую страницу портфолио для сайта?», а затем спросите «Как я могу спроектировать очень плохую страницу портфолио для сайта?». В ответе — идеи: не указать ни одной цифры, не рассказать о проблеме, с которой пришел клиент, сбить все факты в одну кучу и т. д.

Метод Рекле («режь и клей»)Gqicr3XIMVI2Arz9tD87wt3CIuyVsnIEj9dskzld

Вам понадобятся ножницы и горшок клея. Поэты-дадаисты, писавшие в начале XX века, изобрели и активно использовали этот метод. Суть — в поиске неожиданных сочетаний, которые помогают выйти мозгу за рамки формального мышления. Берем журнал, нарезаем 15–20 заголовков на отдельные слова и подбрасываем. В случайном порядке составляем из них предложения и словосочетания. Аналог — ныне покойный «Помощник криейтора» от Яндекса, генерировавший слоганы из случайных слов, и расплодившиеся после него программы-клоны. Я не рекомендую использовать их в серьезной работе: минус программ — количество перебираемых слов и сочетаний ограничено, содержат штампы, мемы и существующие слоганы.

Правило 5-го ПочемуPQV7sYodwcMd1rizLmlc8z-ZyzQ7LOjGp4BI5KgG

Если вы не можете перестроить мышление на генерацию решений и безумно креативите, используйте метод «Пятого почему», который будет жестко держать вас в рациональном русле. Мы уже упоминали о нем, когда писали про поиск инсайта. Предположительно, его изобрели маркетологи Toyota, по-японски нацеленные на поиск глубинного смысла. Метод прост: сформулируйте проблему и задайте к ней 5 вопросов «почему?». Например, проблема — люди не читают мой блог о научном маркетинге. Почему не читают (1) — не интересно. Почему не интересно (2) — скучные статьи. Почему люди считают статьи скучными (3) — привыкли смотреть на котиков. Почему они смотрят на котиков (4) — котики понятны и приятны всем. Почему котики приятны всем (5) — не нужно думать и анализировать контент. Решение №1 — совместить котиков и сложные статьи, рассказать просто о сложных вещах, используя примеры из котиков.

Карта мышления: метафоры второго уровня + имиджборды6rl9hKf668T-HRabBA_6IY7HXTGVcJsTO8__OHgc

Майндмэп — инструмент на все времена. Важно пользоваться не электронными аналогами, а именно ручкой и бумагой. Во-первых, к минимуму сводятся отвлекающие факторы, и внимание концентрируется. Во-вторых, задействуется мелкая моторика. В-третьих, вы ограничены размером бумаги: граница листа — это ваш «спокойный дедлайн». Только берите лист побольше). Важно создавать метафоры второго уровня и связи между ними — это цель работы.

Пример слогана с метафорой 2-го уровня: «Попробуй ветер на вкус» (Водка «Журавли»). Метафора: Употребление водки — легкость — дуновение ветра. Метафора хороша и сама по себе, но связь с названием — двойной плюс.

Разрабатываете кей-вижуал? Наверняка, вы начали с мудборда, который также является картой мышления, только не из слов, а из картинок. И это тот случай, когда интернет может пригодиться, а не навредить. Используйте Pinterest: просто создайте отдельную доску под задачу и начинайте серфить интернет, сохраняя найденные изображения в Pinterest. Иногда полезно перевести созданный майндмэп в картинки, чтобы взглянуть на него по-новому.

Словарный подходdR5J87wsUURI2X6tt_ZCGj-c8BhRNFFjY1P5U7O1

Метод частично пересекается с методом Рекле, но имеет более сильную стартовую привязку к продукту (решаемой задаче). Суть — в поиске новых неожиданных сторон продукта (задачи) через генерацию бессмысленных связей. Открываем словарь (лучше бумажный), попадаем пальцем в случайное существительное. Строим логическую связь между ним и объектом штурма. То же самое проделываем с глаголом. Остальные части речи отсеивайте: они менее активны и не являются самостоятельными смысловыми единицами.

ГуглоштормcY4JJ_X_Hlw5J_2etS0tBKXI9NSaf1q8U8Lc0EoH

Только после составления большой карты мышления можно сесть за компьютер — отрабатывать идеи и избавляться от тех, которые уже придуманы до вас (в среднем, это 70%). Отсеянные метафоры второго уровня следует гуглить. Например, возвращаясь к водке, можно поискать названия видов ветра у морских народов — греков, голландцев, японцев. И создать концепцию рекламной кампании для HoReCa под коктейли из водки «Журавли»: «Тайфун» — особо крепкий шот, «Сирокко» — дамский коктейль в японском стиле.

Следует искать и работать с ресурсами, которые богаты местной, профессиональной или узконишевой лексикой: в ней всегда можно найти массу свежих идей. В порядке полезности: онлайн-словари, тематические блоги и форумы. У вашего копирайтера или креативщика должен быть свой такой списочек, наработанный за несколько лет. Один из моих любимых ресурсов — http://www.urbandictionary.com/, словарь сленгового английского, стихийно составляемый пользователями.

P. S. Дополняйте статью штурмовыми методами — поможем друг другу стать более креативными.)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Автоматизация бизнеса.
Разработка ПО на платформе 1С:Предприятие
Нагибович Константин
Очень интересные инструменты. Спасибо за подборку. Обязательно буду использовать некоторые из них.
Ответить
Take the Cake
Интегрированный digital маркетинг
Oleg Ko
Отличные советы, благодарю!!!
Ответить
Take the Cake
Интегрированный digital маркетинг
Ilia Baranov
а почему сирокко дамский и японский?
Ответить
Take the Cake
Интегрированный digital маркетинг
Никита Кальвинов
Илья, спасибо большое, вы невероятно внимательны! Действительно, мы допустили досадную ошибку в примере, и ветер, конечно же, итальянский, а никакой не японский). Дамским он видится нам сугубо из-за звучания, в котором проступает женская итальянская экспрессия, несмотря на разрушительный характер самого ветра (что также можно связать со стереотипами о национальной итальянской горячности). Еще раз спасибо!
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.