Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
8 127 48 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Является ли номер телефона персональными данными

В данной статье рассмотрим, является ли номер телефона персональными данными и можно ли передавать номера телефонов абонентов третьим лицам.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона « О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ лица (далее-Закон), получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. В настоящее время все чаще номера телефонов передаются и используются без согласия абонента, так как в законодательстве четко не указано, что они являются персональными данными.

Казалось бы, набор цифр номера телефона никак не может персонифицировать субъекта персональных данных, он полностью обезличен. Но добавьте к этим цифрам ФИО и ситуация в корне изменится. Плюс, если этот номер закреплен за конкретным физическим лицом по договору с оператором связи, то говорить об обезличенности набора цифр вовсе не приходится.

И действительно, согласно ст. 3 Закона, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), то есть его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, в связи с чем можно сделать вывод, что номер мобильного телефона также является персональными данными.

Но ст. 3 Закона также вводит понятие обезличивания персональных данных, которое включает в себя действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных. Сам по себе номер телефона без указания сведений о его владельце, является информацией обезличенной, то есть набор цифр нельзя признать персональной информацией.

А вот если номер телефона использован с указанием на ФИО его владельца, то такая информация уже носит характер конфиденциальной, и может быть использована только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Ст. 44.1. Закона «О связи» 07.07.2003 N 126-ФЗ с изменениями, вступившими в силу 21.10.2014г., также закрепляет, что если по номеру телефона можно как-либо идентифицировать абонента, то необходимо согласие абонента, например на рассылку рекламной информации.

Выводы:

1. Номер телефона является персональными данными;

2. Передача персональных данных третьим лицам без согласия субъекта персональных данных незаконна;

3. Использование номеров телефонов в случае отсутствия дополнительных сведений об их владельцах также требует согласия.

Читайте также:

1. Кто имеет право осуществлять обработку персональных данных

2. Какими законами регулируются СМС рассылки

3. Как победить СМС спам

Автор: TargetSMS.ru - СМС-рассылки для бизнеса

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
В первых двух выводах вы признали эту информацию ПД, а хранение и обработка ПД только с согласия владельца. Обезличивание - тоже обработка ПД.
Ответить
Показать предыдущие комментарии
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Никак не отстану от Вас :) Готовлю статью про парсинг данных с сайтов объявлений и социальных сетей. Основной вывод такой: учитывая, что собираются по большей части именно персональные данные (телефон, майл, имя, например), то по сути любой парсинг данных физлиц является нарушением ФЗ "О персональных данных". Подробнее: http://targetsms.ru/blog/458-yavlyaetsya-li-zakonnym-parsing-dannykh-s-sajtov-ob-yavlenij
Буду признателен, если очень кратко прокомментируете. Заранее спасибо!
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
1. Парсить сайт не тождественно собирать ПД, поэтому заголовок статьи не корректен.
2. Парсинг-парсингу рознь. Мир-миру мир и другие хорошие поговорки. Брать контакты с Авито аж страшно https://www.avito.ru/safety/personal/company, а с соцсети типа клана WoW могут (должны) так составить пользовательское соглашение, что бы и самим уйти из-под ФЗ и дать ботам данные. В таком случае нарушения не будет.
3. Строку "любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу" можно выделить, на неё потом часто будут ссылаться.
4. Пользователи не "выкладывают свои данные в открытых источниках", а соглашаются с пользовательскими соглашениями этих открытых источников (сайтов), оставляя данные. И для сборщика данных не важно, было это соглашение на сайте или нет в момент предоставления данных, это проблема паблишера.
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Спасибо! Не совсем понял пункт 4: даже если на сайте объявлений есть соглашение, которым предусматривается согласие пользователя на обработку его персональных данных этим сайтом, сбор этих данных третьим лицом все равно нарушит закон "О персональных данных". Пример: с авито раньше было модно собирать телефоны пользователей, продающих автомобили, и высылать им СМС-сообщения с предложением купить их авто. Предполагаю, что сбор номеров третьим лицом (=скупщиком автомобилей) не особенно законен, даже если пользователь разрешит авито обрабатывать его данные. Что думаете?
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
4 пункт про фразу "пользователи выкладывают свои данные в открытых источниках" - выложить в открытый доступ можно кучу на Красной площади, а в сети интернет пользователи пользуются, как правило, чужими сервисами публикации данных. И владельцы этих сервисов так или и иначе устанавливают правила публикации и обработки этих данных. Про Авито я выше привел ссылку, там сказано, кто, как и для чего может использовать ПД - никаких третьих лиц, неавторизованных Авито, там нет.
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Ок, спасибо Вам!
Ответить
Михаил Грибов
То есть просто список телефонов клиентов (без указания их ФИО) я могу передать без их согласия?
Ответить
Показать предыдущие комментарии
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Давайте придем к компромиссу:
Если набор цифр попал в список в результате чрезвычайного происшествия, внеземного вторжения или обыкновенного чуда - то природа цифр не ясна и это не ПД.
Если эти цифры кто-то, когда-то, где-то указал как чей-то косвенный персональный признак - то это ПД под ФЗ.
Ответить
Михаил Грибов
А если случайно совпадут цифры с чьим-то номером?
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Совершенно согласен. Пока мы с Вами общались, я тоже к такому же выводу пришел - если мы знаем, что это действительно номер телефона, то это персональные данные и ничего тут не попишешь. Спасибо за конструктив! Было приятно пообщаться!
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Согласен. Если мы знаем, что это точно номер телефона, то это персональные данные и ничего не попишешь. Спасибо за конструктив! Было приятно пообщаться!
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Не бывает такого: вот вам цифры - звоните на них или в арифметике тренеруйтесь. Дали список контактов - ПД, дали список ID - не ПД.
Ответить
Subtotal
Автоматизация розничной торговли
Фёдор Зима
Персональные данные — это совокупность данных о человеке. Телефон и имя, или фото и телефон, или имя и фото.
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
Статья 3 Пункт 1: любая информация, относящаяся к прямо или косвенно к ... субъекту.
Нет в законе никакой совокупности. Номер телефона Васи - значит это ПД Васи.
Ответить
Legalstart
Юридическая помощь стартапам, фрилансерам и микробизнесу
Legalstart
Действительно, телефон не всегда будет признаваться ПД. Но это не отменяет требования законодательства о наличии согласия получателя на получение сообщений рекламного характера. Так что я не понимаю, зачем такая статья нужна в блоге компании, которая занимается смс рассылками
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Три ключевых закона, на которых базируется бизнес по СМС-рассылкам, - это:
- ФЗ "О рекламе",
- ФЗ "О связи" и
- ФЗ "О персональных данных".
Вот за тем и нужна такая статья :)
Ответить
Павел Константинов
Привет, очень актуальный вопрос, давайте рассмотрим на примере (вымышленном) - я купил у продавца холодильник, и мне спустя какое-то время приходит от другой компании смс с рекламой обслуживания/ремонта холодильников этой марки. Очевидно продавец с обслуживающей компанией в партнерских отношениях и передал им мой номер телефона, и возможно марку/модель холодильника и получит премию за привлечение клиента. Они (обслуживающая компания) не знают мои ФИО, адрес и прочие перечисленные в законе ПД. Думаю по номеру телефона и марке холодильника вряд ли можно меня определить. При каких условиях такая смс будет законной для обслуживающей компании и для продавца?
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Павел, предполагаю, что передача Вашего номера телефна третьим лицам и последующая рассылка СМС-сообщений законны только в случае наличия на то и на другое Вашего согласия. Если данное согласие может быть предъявлено (доказательство наличия согласия - не Ваша обязанность), то все ок, если согласие не обнаружится, то нарушение имеет место быть. Пример согласия на рассылку можно увидеть тут: http://targetsms.ru/blog/237-obrazets-soglasiya-na-sms-rassylku.
Ответить
Павел Константинов
Ок, я понял так что номер телефона сам по себе может быть признан персональными данными и его передача кому-либо требует согласия Клиента.
Хорошо, допустим я согласился с передачей Продавцом моих ПД третьим лицам, и пускай даже я согласился на получение от Продавца рекламных смс. Нужно ли обслуживающей компании, которая собственно инициирует отправку смс сообщения Клиенту - тоже иметь его согласие на такую рассылку?
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Павел, если Вы имеете в виду оператора связи, то нет, не нужно.
Ответить
Александр
Спасибо за статью!
Редхелперам бы почитать данную статью и определиться со своей "щедростью" на свой спам-коллбэк ... законно это или незаконно ))
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Александр, спасибо! А можете уточнить Ваш комментарий про редхэлперов?
Ответить
Александр
"... Да были схватки боевые ..." ))
Почитайте комменты тут: https://spark.ru/startup/redhelper/blog/13078/5-rasprostranennih-oshibok-obsluzhivaniya-kotorie-pugayut-klientov-sajta?c=41810 и поймете мой сарказм к Красным Помощникам ))
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Спасибо, было интересно почитать :))
Ответить
Сергей Бондарь
Добрый день! У меня такая ситуация. Работал я как то на одну компанию, уже договор расторг. Компания вешала рекламу с моим номером телефона по моему согласию. Рекламный щит по договору с рекламной фирмой должен был висеть три месяца. По истечению трёх месяцев рекламный щит так и не сняли. Висит он уже подчти год и мне постоянно поступают звонки. Что и как можно посодействовать? Обратился в рекламное агенство, мне ответили что сейчас все монтажники заняты и на долго. Можно ли как то решить этотвопрос через суд за моральный ущерб? Спасибо.
Ответить
TargetSMS
СМС-рассылки для бизнеса
Реднев Николай
Здравствуйте, Сергей! Предполагаю, что решать данный вопрос правильнее всего с компанией, где Вы работали, или рекламной компанией. Детальнее сложно сказать, так как подробностей нет.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать