Главное Авторские колонки Вакансии Образование
205 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как искоренить СМС-спам

С развитием рынка мобильной связи достаточно остро звучит вопрос рассылок несанкционированной рекламы. Читайте о том, как свести на нет нежелательные СМС-сообщения, поступающие на Ваш мобильный телефон.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На сегодняшний день как минимум положения 3 федеральных законов содержат запрет на отправку рекламных СМС-рассылок без предварительного согласия абонента:

I. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Статья 3 ФЗ «О рекламе»:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 18 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ гласит:

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). 3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. 4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи. II. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 N 152-ФЗ

Статья 15 ФЗ "О персональных данных":

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

III. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ:

Статья 44.1 ФЗ «О связи»:

1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Такие формулировки создают несколько важных проблем:

  1. Определение рекламы в части «неопределенного круга лиц» и «направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» вызывает вопросы относительно того, считать ли рекламой несанкционированную рассылку на несколько номеров телефонов информации, не связанной с формированием и поддержанием интереса о продукте.
  2. Не определена точная форма выражения согласия абонента на получение рекламных сообщений, поэтому есть разночтения в то, что таким согласием считать, одни считают согласием письменное заявление абонента, другие – акцепт оферты, содержащей пункт о согласии на рассылки, третьи – регистрацию на сайте, четвертые – прежние обращения абонента и т.п.
  3. Не определена точная форма требования о прекращении рассылок, что вызывает еще больше вопросов: является ли требованием телефонный звонок с требованием прекратить рассылки, либо нужно письменное заявление, поданное лично?

Реалии рынка добавляют к этому еще несколько серьезных проблем, например:

  1. Как идентифицировать абонента на стадии получения согласия? Требовать принести паспорт, контракт с оператором связи? По сути нет никакой адекватной возможности проверить, кому на самом деле принадлежит номер телефона;
  2. Какой предельный срок действия согласия на получение рассылок? Что делать, если согласие дал один абонент, а потом номер перешел к другому?
  3. Как подтвердить, что согласие абонента на рассылки было и что оно было сделано именно так, а не иначе (речь про акцепт оферты в платежном терминале, например)?
  4. Если абонент не является стороной договора с оператором связи, но пользуется номером телефона, имеет ли он право подавать заявление в ФАС?
  5. Как часто стоит высылать сообщения абонентам, которые давали согласие на получение рассылок?
  6. В какое время суток можно высылать сообщения?

Меры по минимизации количества получаемых сообщений

  1. Рекомендация общего характера: не выражайте согласия на получение рассылок в анкетах, при регистрации на сайтах и т.п. (привет, Капитан Очевидность!);
  2. Если Вам докучают рекламные СМС-рассылки, то:
  • Обратитесь к компании, которая осуществила рассылку, с требованием прекратить новые рассылки. Желательно делать это письменно или любым способом, к которому можно будет апеллировать у будущем. Рассыльщики обычно оперативно реагируют на такие запросы и отписывают абонентов от последующих рассылок;
  • Обратитесь к Вашему оператору связи с просьбой содействовать прекращению нежелательных рекламных СМС-рассылок от конкретных отправителей. Операторы связи имеют в своем арсенале несколько весьма действенных мер, например, они могут открыть разбирательство и запросить у рассыльщика согласие абонента, при неимении которого рассыльщик будет оштрафован на чувствительную сумму денег.

3. Если предыдущий пункт не помог, то напишите жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Она уполномочена проводить разбирательства по недобросовестной рекламе, а также выносить санкции за нарушение закона «О рекламе». При этом учитывайте, что:

  • Большинство разбирательств в ФАС заканчивается предъявлением согласия абонента, про которое он забыл, поэтому обращайте внимания на то, кому даете согласие на рассылки;
  • Разбирательство будет долгим и потребует предоставления ряда документов, а также нескольких заседаний, куда Вас будут приглашать;
  • Даже если рассыльщик в итоге будет оштрафован, Вы ничего не получите от суммы штрафа.

Вывод

Стоит обращать внимание на то, кому даете согласие на СМС-рассылки, а также знать, как избавиться от назойливых СМС-сообщений.

Читайте также

  1. Санкции ФАС за недобросовестную рекламу
  2. Санкции операторов связи за недобросовестную рекламу
+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.