Внутренний и внешний ЭДО – в одном окне
Исходные данные
Платформа Docsvision позволяет компании выстроить внутреннюю среду для работы с документами, объединить в сквозные бизнес-процессы распределённые департаменты и территориальные отделения. В связи с переходом на удалённый или гибридный формат работы возрос интерес к полноценному ЭДО со стороны двух типов клиентов:
· ранее не внедрявших ЭДО в компании;
· уже имеющих платформу Docsvision для внутрикорпоративного ЭДО, но желающих подключить ЭДО с контрагентами.
К разработке единого решения для ЭДО подтолкнули также требования законодательства по обязательному переводу всё больших типов документов в электронный вид. ФНС разработала Концепцию развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии протоколом от 25 декабря 2020 г. № 34). В документе отмечается, что постепенное развитие ЭДО в России к концу 2024 года может привести к приросту ВВП на 4-5 % накопленным итогом (в процентах от ВВП 2019 г.).
В планах государства — до конца 2024 года перевести в электронную форму 95 % выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур, 70 % формируемых ими транспортных и товарных накладных.
Это подталкивает компании подключать комплексные решения для ЭДО, чтобы автоматизировать свои процессы под требования закона.
Цели проекта
Бизнесу в ближайшие несколько лет потребуется продукт на стыке внутреннего и внешнего ЭДО. Необходимо, во-первых, предоставить клиентам возможность работать в формате одного окна, не переключаясь между разными программами. Во-вторых — обеспечить в решении бесшовное движение электронных документов, начиная с их получения от контрагента и заканчивая итоговым согласованием внутри фирмы.
Решение задач
Платформа Docsvision направлена на закрытие задач внутреннего ЭДО, а сервисы Такскома — на организацию внешнего ЭДО, но с содержанием некоторых элементов СЭДа. Партнёры создали решение, позволяющее объединить две функциональности — дать клиентам возможность в режиме одного окна работать в цепочке внутреннего и внешнего документооборота.
При поддержке специалистов Такском к функциональности внутреннего ЭДО в платформе Docsvision добавлен полноценный сценарий работы и с внешними электронными документами. В одном окне клиенты могут:
· обмениваться формализованными документами (например — УПД, УКД) в обе стороны, т. е. работать как с входящими, так исходящими документами;
· обмениваться неформализованными документами (например — договорами, счетами, допсоглашениями, приложениями, спецификациями);
· работать с функциональностью одностороннего и двустороннего подписания документов;
· контролировать статусы документов;
· обмениваться документами с контрагентами, подключёнными к другим операторам ЭДО (в роуминге);
· обмениваться запросами на аннулирование документов и подписывать с обеих сторон.
Как клиент работает в системе
Когда сотруднику необходимо согласовать договор с контрагентом, в системе на базе платформы Docsvision он создаёт соответствующий документ и отправляет его на согласование внутри компании. Как правило, маршрут согласования определяет сама система в зависимости от условий контракта: его суммы, контрагента и отдела, который работает с документом. После согласования договора руководитель подписывает его, а ответственный сотрудник отправляет его из внутренней системы в облако «Такском». После подписания договора контрагентом его можно загрузить в систему Docsvision, проверить валидность подписи и все — компании совершили юридически значимый обмен электронными документами.
Обратная ситуация, когда контрагент
отправил через сервис Такском документы на подписание клиенту Docsivison. В этом случае с помощью платформы Docsivison клиент может не только загрузить
полученные юридически значимые документы, но и отправить их на ознакомление или
согласование ответственным сотрудникам внутри компании в рамках СЭД, а после
подписания снова отправить контрагенту. При этом вся работа происходит в режиме
одного окна платформы Docsvision. Для
дополнительного удобства можно настроить уведомления по электронной почте о
поступлении новых документов на подписание в облаке Такском. Результаты проекта Переход на электронный документооборот с
контрагентами выгоден для компаний, как минимум, по трём причинам. Первая —
сокращается скорость доставки документов. Для сравнения: доставка бумажных
документов курьерской службой потребует около 2 дней, почтой — от 3-4 дней. В
противовес отправка и доставка электронных документов через сервисы, например, «Такском»,
занимает секунды. За счёт ускорения обмена документами можно также ускорить
оборот денежных средств в компании. Вторая причина — снижаются издержки на
передачу документов. Пользователи платформы Docsvision получают в среднем от 1000 пакетов документов в месяц.
При сохранении объёма корреспонденции, но при переводе его в сервисы ЭДО,
компания в год будет экономить от полумиллиона рублей на логистике. Третья причина — снижение трудозатрат
сотрудников компании на работу с документами. Если бумажные документы требуется
сначала распечатать, затем подписать и поставить подписи, подготовить к
отправке, встретить курьера или отнести на почту, то работа с электронными
документами не требует лишних непродуктивных действий. Подписание, согласование,
отправка и получение требуют секунд, а совершенные действия мгновенно
отображаются в системе. Больше не нужно проходить километры в день по коридорам
для организации работы с бумажными документами. «Изначально
в архитектуру платформы Docsvision
закладывалась возможность отправки электронных документов через нескольких
операторов ЭДО в зависимости от потребностей компании. Поэтому для реализации
совместного решения с сервисом Такском нам не потребовалось переделывать или
обновлять ядро этого модуля. В будущем пользователи платформы Docsvision могут обмениваться документами с контрагентами либо
через одного оператора, либо выбирать подходящий для каждого случая, оставаясь
в одной системе», — прокомментировал Сергей Пуцин, заместитель
генерального директора «ДоксВижн». Роман
Шибанов, руководитель службы проектных и интеграционных решений Такском: «Внедрение ЭДО в компании — это проект с
большими перспективами. Переход на ЭДО позволяет автоматизировать бизнес-процессы,
существенно повысить качество данных в организации, снизить риски допущения
ошибок при переносе информации из разных источников. Активное развитие
законодательной базы по переводу разных типов документов в электронный вид, утверждению
их электронных форматов, позволяет компании комплексно взглянуть на задачу по
внедрению ЭДО. Запуская полноценный проект по переводу документов в электронную
форму, важно понимать, что компании это позволит решить не только одну конкретную,
„горящую“ задачу (например — срочно перейти на обмен электронными
счетами-фактурами и УПД), но и закрыть все вопросы, связанные с дальнейшим переходом
на электронные форматы и других типов документов. Переход на ЭДО — это проект с
большой окупаемостью в будущем. Поэтому мы в Такском уделяем особое внимание
развитию комплексных решений для этого — как собственных, так и партнерских». Планы на проект «Мы
реализовали возможность отправки электронных документов из платформы Docsvision через сервис Такском контрагентам в полной мере,
однако, дальше мы планируем совершенствовать удобство работы с сервисом. Также
мы понимаем, что законодательные и нормативные требования постоянно меняются,
мы готовы поддерживать актуальность решения в соответствии с развитием
нормативной базы. Например, может измениться форма УПД или может быть увеличено
число формализованных документов для электронного обмена. Все эти изменения мы
отразим в работе сервиса, чтобы он оставался актуальным и востребованным для
наших пользователей»,
— прокомментировал
Сергей Пуцин. Роман
Шибанов: Такском —
активный участник нескольких рабочих групп по ЭДО и пилотных проектов по
переводу разных типов документов в электронный вид. Мы постоянно развиваем
функционал наших решений, добавляя в них новые возможности, интересные бизнесу.
Мы предлагаем широкую линейку продуктов под различные бизнес-процессы, в том
числе — для внешнего или кадрового документооборота, перевода в электронную
форму транспортных накладных, создания единого окна навигации, подбора и
предоставления документов третьим лицам, а также решения под иные отраслевые
задачи или конкретные потребности бизнеса".



