Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
6 504 13 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Где используется UX кроме интерфейсов

Никита Широбоков, директор по маркетингу в #tceh про использование UX вне интерфейсов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На ресурсах, где люди обычно размещают резюме и вакансии, всё чаще аббревиатура UX используется только в сочетании с «UI-дизайнер». Правильно, зачем платить отдельному UX-специалисту, когда задачу можно сгрузить дизайнеру. Ну а что там, открыл Axure, блоки подвигал, вот и вся наука — много ума надо? Как оказалось, да, много.

UX — это не только про интерфейсы. Это в первую очередь эмпатия — умение смотреть на мир глазами других людей, ощущать окружение через их органы чувств. Я приведу несколько кейсов вне интерфейсов, в которых UX является инструментом.

Что такое UX

Для начала немного Википедии:

«Опыт взаимодействия (англ. User eXperience, UX) — это ощущения, возникающие у человека при непосредственном взаимодействии с объектами окружающего мира. В более узком смысле, опыт взаимодействия характеризует личное восприятие человеком функциональных и эмоциональных характеристик продукта или услуги в процессе использования.»

b_563894b4a538f.jpg

Если перевести на простой русский, это когда залезаешь в голову к другим людям с помощью различных инструментов (нет, не трепанации), смотришь на мир их глазами и делаешь так, чтобы продукт выглядел жизненно необходимым.

Получается, есть две переменные: можно влиять на продукт — тут всё понятно, пользователь ожидает, что нажатие на кнопку с фотоаппаратом в приложении откроет камеру. А можно влиять на тот самый взгляд, которым пользователь смотрит на окружающую реальность. Он же субъективный, значит можно его туда-сюда подвигать. Приведу пример:

Есть вероятность, что вы читаете эту статью после клика на нашу рекламу в Facebook или где-нибудь ещё. Закончите чтение, а мы вам потом покажем другую рекламу, на этот раз образовательного курса по UX. И вы на неё кликните, и пойдёте совершенно другим сценарием, нежели мы бы с самого начала эту рекламу показали. Это вообще простейший пример, но он тоже про изменение реальности.

Про бизнес и UX в интерфейсах

Статья про UX вне интерфейсов, но воспользуюсь случаем и про интерфейсы тоже скажу одну важную вещь. Когда мы говорим про пользовательский опыт, нужно помнить, что действовать нужно не только в интересах пользователей, но и в интересах бизнеса.

Покойся с миром, Eviterra — ярчайший пример того, что люди покупают не там, где удобно, а там, где дешевле. Они пройдут через огонь и воду, но сэкономят 100 рублей на авиабилете стоимостью в десятки тысяч.

Сегодня у большинства OTA работает модель upsale, когда всеми правдами и неправдами предлагается понатыкать галочек, чтобы списать с клиента больше денег. Я сейчас, кстати, не говорю про махинации с курсами и системами оплаты — речь про страховки, СМС-уведомления и т.д. Спасибо Aviasales, которые банят тех, кто галочки ставит принудительно и прячет их в самые тёмные уголки интерфейса.

И все понимают, что можно сильно облегчить жизнь пользователя и сделать покупку в несколько кликов, но бизнес — это не благотворительность. Без этих ухищрений, усложняющих жизнь людей, онлайн-компании просто канут в лету, а мы вернёмся в каменный век оффлайновых авиакасс, которые, в отсутствии прессинга, будут драть с людей тройную наценку.

В идеале, конечно, нужно искать баланс, когда и пользователю хорошо, и бизнесу, но Робины Гуды нужно только отъявленным безумцам. Неприятная правда, но кто-то же должен это сказать?

UX в Traction

Следующая остановка — внебрачный ребёнок Lean Startup, методология Traction. Для тех, кто не в курсе — это когда стартап пытается найти работающую бизнес-модель в условиях экстремальной неопределённости быстро, с помощью изоленты и палок, сталкивая свои галлюцинации с реальностью. Вот картинка:

6Ezti21jwoFTY1NeZ3JKYmAsUnZi4v-9iWnmYQpt

Здесь пользовательский опыт изучается самым доступным способом — с помощью проблемных интервью. Нет продукта, нет проверенного рынка, нет ничего — есть только лист А4, где расписано, что и для кого мы будем делать, как зарабатывать, и куда ползти. Ну, примитивный бизнес-план. В теории, таких листов нужно извести пачку, прежде чем верное решение будет найдено.

Вот мы предполагаем, что рыбакам нужна удочка со встроенным модулем, который отправляет результаты ловли в социальные сети. Сегодня Вася поймал щуку на 4 килограмма и карасика на полкило.

Теперь ищем рыбаков в окружении, вламываемся к ним домой и спрашиваем:

— Вася, а расскажи, как ты на рыбалку ходишь? А что тебе больше всего нравится? А как друзьям рассказываешь о ловли? А в фейсбук почему улов не выкладываешь?

Поговорили с Васями, поняли — ему спиннинг не фейсбучный нужен, а лёгкий, чувствительный и что там ещё рыбакам нужно. Но зато вот Толик, друг Васи, вообще не шарит в рыбалке, но носит Конверсы и постоянно выкладывает снимки в Инстаграм. Толик, мы едем к тебе!

И скажите, что это не изучение пользовательского опыта.

UX в маркетинге

В мир маркетинга всё активнее проникает точечное взаимодействие с аудиторией. На смену воронке приходят математические графы, где проектируются касания с одним и тем же пользователем на разных площадках, в разных средах и с разными сообщениями.

Вот пример того, как графы выглядят для привлечения людей в #tceh_коворкинг:

oWFrIuZhPTOJ5ZiZSzzBpSNWVfti723yBl3Y9Pih

Эта история берётся не из вакуума — перед проектированием касаний мы исследуем пользователей в их реальной среде, хорошенько сегментируем и прописываем целый маршрут точек, которые приведут его к цели.

Потом этот маршрут поточечно тестируется, замеряется конверсия переходов, оптимизируется эффективность. Но в фундаменте всё равно лежит огромная исследовательская работа, поскольку если маршрут будет лежать в отличной от реальности плоскости, мы тут всем отделом маркетинга встанем, и уйдём в канадские дровосеки, потому что потратим денег много, а толку будет мало.

И эта исследовательская работа — тоже UX.

UX в ручных продажах

А теперь ход конём — sales-менеджеров обучают всяким техникам продаж. SPIN для больших, 5 шагов для маленьких — всё стандартно. Но методология не может существовать в вакууме.

— Василий, здравствуйте, я предполагаю, что ваша компания может намного лучше использовать контекстную рекламу. Я посмотрел, вы проделали хорошую работу, но можно вырасти ещё в 2-3 раза. Это, знаете, как если бы вы были Кирком Хэмметом, и играли бы не в Металлике, а в Грин Дэй. Давайте встретимся в сочельник, я покажу вам несколько решений, с помощью которых мы могли бы вам помочь. Окей?

На первый взгляд менеджер несёт чепуху, но перед этим сообщением он узнал, что Василий не любит канцелярских переписок, но и не сторонник фамильярности; ещё у Василия большая любовь к Металлике, и меньшая к Грин Дэй; Василий атеист, всячески это подчёркивает и не считает религиозные праздники выходными, поэтому работает в эти дни. Менеджер определённо понравится Василию. В данном случае, продукт — это коммерческое предложение, а цель — сделка. Менеджер изучил поведение Василия и оптимизировал коммерческое предложение под него.

А ещё более талантливый менеджер вычленил когорту и сегмент, к которым принадлежит Василий, и предварительно перед вступлением в контакт покрутил на эту аудиторию несколько статей о кейсах, которые его компания решала.

Короче, тоже UX.

UX в коворкинге

Приведу один кейс: мы много времени потратили на исследование других коворкингов, в т.ч. и в Европе, Южной Америке и Штатах. Нашли интересную закономерность — в тех коворкингах, которые про тёплый ламповый уют, камин и лесополосы вокруг, очень низкий жизненный цикл одного клиента. Приблизительно в 2 раза ниже, чем в тех, которые в городе и с нормальной рабочей обстановкой.

b_563894d974a04.jpg

Оказалось, что все эти уютные рюшечки способствуют прокрастинации. Идеальный рецепт — опен спейс поближе к оживлённым улицам, с яркой цветовой гаммой, розетками в диванах и инфраструктурой. Ну, вы всё поняли.

UX в хантинге

Искали мы CTO. Десантировался на одну чудесную тусовку пайтонистов, нашёл человека, хантить которого приехал, дождался пока он окажется у кофемашины и спросил:

— Привет, а не подскажите, как этой кофемашиной пользоваться?

Так завязалась дискуссия, в ходе которой мне предстояло понять сразу кучу вещей: подходит ли нам это человек по образу мышления, профессиональным компетенциям, мотивации в жизни и ещё куче всякого другого. Получается, была обратная продажам ситуация — я собирал информацию, чтобы потом с коллегами обсудить, подходит нам этот человек в команду или нет. Информацию о поведении человека.

— А вы столько компаний сменили. Почему, если не секрет?

— Потому что очень быстро выгораю в одном месте. Принимаю вызов, но переоцениваю свои силы и ухожу.

Справедливости ради замечу, что человек под наблюдением и человек вне внешнего наблюдателя — две разные личности. В первом случае люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть, а во втором они те, кем по факту являются. Но такое интервью — тоже данные, их тоже можно использовать.

***

Жизнь — боль, если забить на UX и не сталкивать галлюцинации с реальностью.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Start Fellows
Программа ВКонтакте по поддержке стартапов
Nikita Shirobokov
Классно, спасибо!
Ответить
Boosta.ru
Сайт об интернет-маркетинге: кейсы, советы, анализ ошибок, обзор сервисов
Andrei 8041
Интересный взгляд на UX в офлайне)
P.S. Реально круглосуточный коворкинг?)
Ответить
nastezh 28161
Реально)
Ответить
Boosta.ru
Сайт об интернет-маркетинге: кейсы, советы, анализ ошибок, обзор сервисов
Andrei 8041
Интересно) И много людей ночью работают?) Не в убыток ли это??
Ответить
Textdreamer.ru
Креатив-бюро
Оксана Щербина
Я чувствовала, что UX — это шире))
Ответить
Coding Machine
converts #c0ffee to #c0de
Dmitry Pavlov
Что с этой информацией следует делать?
Ответить
UXTMP
Делаем простые и понятные интерфейсы.
Мельниченко Кирилл
Отличная статья. Спасибо.
Ответить
Asurin Zaratustrovich
пипл хавает? вы бы лучше поняли как вы заипали со своим лживым маркетингом, ублюдки...
Ответить
Gordon Shamway
и истина и ложь.перемешано. да, эмпатия, да отдельный специалист. но, ux для меня это нечто естественное, на уровне инстинктов. кому дано, то проще простого. но большинству не дано и мусолят они графы взаимодействия питониста и кофемашины. если уже так широко смотреть на ux то ваш идеал наверное сергей мавроди с ммм должен быть. вот сколько целевых действий у юзеров вызвал в свое время. сложно не придумать ux , а сделать это в рамках инструментария. вынося ux из области ограничений это просто как сочинять небылицы.
ps а барышню закадрить у вас тоже ux?
Ответить
Nikita Shirobokov
Вы очень милые вещи говорите. Они красиво звучат, но совершенно не про бизнес. Если проще, то ребята, которые строят графы, делают Uber, Airbnb, Amazon. Ребята, у которых это инстинктивное, работают над свечными заводиками с децльными оборотами.

>ps а барышню закадрить у вас тоже ux?
Шутки шутками, но дейтинг-сервисы давно используют для маркетинга: искать людей на интервью, сеять виралку и т.п.
Ответить
Gordon Shamway
ux и разводняк попутан окончательно. сперва это было ублажение пользователя, теперь обыдление и вынуждение его совершать требуемое. как сказал классик "спасибо вам, б-ть, цыгане, ипать копать".
графы они рисуют чтобы продаваемое инвесторам ничто выглядело как нечто. это тоже самое если забью гвоздь то мне заплатят мало. а если я разрисую вектора сил то все охренеют и акции взлетят. уже вижу вот я такой, стрелка, объект молоток, стрелка, объект гвоздь, стрелка, взаимодействие, стрелка....
И вся беда айти пофигени, что посредсвенные умишки всем заправляют. А посредственности и ниже склонны к усложнениям, чтобы показывать какие они умные
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.