Как известный стартап избежал дурацких ошибок при запуске
Мы не думали, что он придет.
Весной 2011-го, когда мы всего год как работали с молодыми проектами и радовались, что 150 человек готовы приехать на рабочие выходные в доставшееся нам по случаю помещение на «Юго-западной», где до ближайшей точки питания было бежать «всего» 10 минут, наш знакомый — Грачик Аджамян — успел поработать на руководящей позиции в «Яндексе», а затем развить свою веб-студию.
WhiteStudio иначе как топовой студией не называли: большие клиенты, отличные работы. И он выстроил ее с нуля, начав с того, что по ночам вставал отвечать на звонки потенциальных клиентов.
Но даже самые на первый взгляд успешные люди часто «закисают» в найме и работе на заказ. И когда Грачик позвонил: «Хочу выступить у вас с идеей своего проекта», — мы сказали: «Приезжай».
В то время предварительного отбора и отдельной регистрации проектов на Harvest еще не было. Мы просто выделяли каждому желающему минуту на питч в начале мероприятия. И когда все началось, Грачика среди желающих не наблюдалось...
Но вот он влетает в зал и выскакивает на сцену — самым последним, со словами: «Привет, мой проект будист»... Тут кому-то могло показаться, что от скуки он ударился в религию, но!
Оказалось, проект технологический. Просто он взял название, которое придумалось прямо перед выходом на сцену.
Вскоре оно стало брендом
23 апреля 2011-го на Harvest родился проект «Будист.ру», сервис, через который незнакомые люди могли будить друг друга по утрам.
Уже 5 мая о нем написал Roem. А еще до этого —на моменте, когда закрытой бете «Будиста» было всего четыре дня от роду, — проект вовсю обсуждали на «Эхе Москвы».
А еще за день до того (!) посещаемость сайта совсем сырого проекта превысила 1000 человек в сутки — потому что на Harvest Грачик нашел тех первых евангелистов, которые начали рассказывать о проекте знакомым, те — своим знакомым, и так далее.
Затем появились диванные аналитики, посчитавшие, сколько стоит поддержание всего проекта в месяц. Всего 80 тысяч — не средняя, но частая зарплата по Москве. Они ошиблись. Чтобы сделать из проекта бизнес, Грачику пришлось «спалить» все ресурсы веб-студии.
Но он сознательно пошел на это.
Потому что после Харвеста был точно уверен в продукте и команде.
Был критический момент, но проект подхватили бизнес-ангелы. Позже были инвестиции StartFellows Мильнера и Дурова. А затем продукт Wakie для западного рынка, пересобранный практически с нуля, и переезд в Долину.
Что же сделал и каких ошибок избежал Грачик
Он не стал:
- уходить на полгода в тайную разработку и тратиться, пока не проверил идею, — к моменту Харвеста у «Будиста» был суперсырой прототип, и на этом этапе уже можно было оценить востребованность идеи. А иногда хватает и пары листков с рисунками.
- не слушать людей со стороны — фанатичная преданность только своему мнению это не про «Будист». А ведь это и правда большая проблема — нежелание слушать мнение окружающих.
- он не «пошел на рынок» — он пошел к рынку (почувствуй разницу даже на уровне слов). К тем, кто мог бы стать ранним пользователем, помощником, членом команды; даже сооснователем, если было бы нужно.
Он не просто старался критически относиться к своей идее, что, безусловно, нужно делать на старте любого нового проекта. Он сам пошел к людям, способным эту идею оценить. Старше и моложе себя. Разным. Но регулярно сталкивающимся в работе с миром интернета и технологий, а потому имеющих релевантное мнение.
Он смог увлечь людей — вплоть до того, что они хотели работать именно над ЭТИМ продуктом. И такие были (скажу сразу, в итоге Грачик после Харвеста уговорил команду своей студии бросить все и целиком заняться новым собственным проектом).
Плюс он фокусировался. Шаг за шагом решал задачи маленькие, но такие важные на старте. Последовательно. Час за часом. День за днем. Поговорить с этим экспертом. Проконсультироваться по конкретному вопросу вот с этим. Собрать фидбек от других людей на мероприятии. И сделал все за одни выходные.
Редкий кадр с тех рабочих выходных. На фото ты можешь заметить нескольких известных в отрасли людей.
Да, потом ему и команде было очень непросто. Но свое дело — оно всегда так. Вот почему мы предлагаем попробовать «каково это работать в стартапе» в экспресс-режиме — всего за 2 дня и один вечер.
Пятый год мы делаем бесплатные рабочие выходные.
И знаем, что не зря:
Здесь мы помогаем амбициозным разработчикам, дизайнерам, маркетологам и другим специалистам находить интересные проекты, проектам на стадии от идеи до прототипа — усиливать команды, а всем вместе — на практике учиться избегать убийственно-неверных шагов на старте.
Потому что вы начнете работу «под крылом» экспертов ИТ-рынка, знающих все омуты и броды.
Мы знаем, что 65% команд, сформировавшихся на месте, продолжают работать и развивать продукт быстрее — а через Harvest прошли уже свыше 500 проектов.
Здесь сформировались костяки нескольких хороших команд — ePythia (ныне Deliverator) и Rentmania. Здесь оформились концепции нескольких интересных проектов — Scade и Dinvio, а Dinvio затем еще и встретили здесь своего инвестора. Здесь «Все эвакуаторы России» смогли найти фокус в работе над продуктом — благодаря общению с теми же приглашенными экспертами.
Мы научились фокусироваться
Стараемся за вечер помочь каждому участнику найти тот проект, с которым ему будет по-настоящему по кайфу. Каждому проекту — найти действительно нужного спеца в команду. На это отведен конец пятницы.
За субботу помогаем сделать оценку идеи проекта с точки зрения экономики, маркетинга и восприятия сторонними людьми. Плюс можно покодить и попрототипировать.
В воскресенье — фокусируемся на персональной работе с экспертами. Приглашаем известных предпринимателей, специалистов по UX, разработке, маркетингу, рекламе с многолетним опытом, а также инвесторов ранних стадий. И они приходят — как и ты, бесплатно.
Как и ты, впахивают. Рядом, рука об руку. На одном проекте.
А еще у нас теперь есть:
- отличный зал в самом центре города — на «Курской», пиццерия не выходя из здания и легендарный уже коворкинг, где можно будет остаться с комфортом поработать допоздна в ночь с субботы на воскресенье.
- отбор проектов, помогающий выцепить только самые интересные идеи и новые начинания в сфере приложений, веб-сервисов, софта, e-commerce и носимых технологий.
И вся эта красота ждет умных, амбициозных — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, pr-специалистов, финансистов, носителей идей и тех, кто только начинает карьеру в digital.
Мы ждем, в общем-то, тебя: регистрируйся и приходи бесплатно!
Последние выходные марта объявляются рабочими!
Если у тебя есть идея или проект, ты еще успеваешь заявить ее.