Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 573 8 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как найти евангелиста: опыт #tceh, Microsoft и Яндекса

В прошлом июне мы начали искать евангелиста. Завтра мы хотим подвести итоги этого опыта в компании с маститыми коллегами. Ну а сегодня — немного предыстории.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В прошлом июне мы начали искать евангелиста. Завтра мы хотим подвести итоги этого опыта в компании с Григорием Бакуновым (Яндекс) и Михаилом Черномордиковым (Microsoft).

Ну а сегодня — немного предыстории.

Зачем?

Как-то вот таким же летним днем мы сели в самую известную переговорку в #tceh — ту, окна которой выходят на набережную:

d3f7e745-6f9a-4b26-bf1c-8b8e6fec43e0.jpg

Договорились с одним очень хорошим и лояльным нам экспертом, опытным предпринимателем, — сесть на час, обсудить позиционирование проекта.

До открытия площадки и сайта оставались считанные недели, а четкий «месседж» людям был не готов. Точнее, он звучал так, как звучали формулы и все-эти-длинные и непонятные названия на уроках химии в школе.Уолтер Уайт бы разобрался ;)

Вся штука в том, что говорить о #tceh только как о коворкинге мы с самого начала не хотели. А вот доступно рассказать о том, что делаем, — не могли. Точнее, наши коллеги-инфраструктурщики — своеобразные Уолтеры Уайты, старающиеся выдать максимально качественный продукт для экосистемы, нас прекрасно понимали. А вот остальные — нет.

Это было видно даже по попыткам сделать интервью к запуску проекта. Мы либо сильно уходили в продажу еще не прошедших проверку рынком продуктов, когда пытались «объяснить на пальцах» (а СМИ же не любят, если им даже просто кажется, что вы продаете через них). Либо же мы говорили что-то вроде «мягкая фасилитация», после чего журналисты неожиданно переставали выходить на связь...

Вот, например, кусочек из неопубликованного интервью для Roem:

4fba132f-33b4-462b-aee8-6ad9ed27f482.png

Ну, собственно, мы заперлись в переговорке, чтобы как-то разрубить этот узел.Проговорили острые углы, договорились до простых понятий: мы строим сообщество, коворкинг — это одна из точек входа и своеобразный фундамент в пирамидке потребностей, за счет которой можно удовлетворить и другие, более «высокоуровневые» нужды предпринимателя и его проекта: запрос на экспертизу, на инвесторов, на специалистов в команду, прикладные навыки для роста этой самой команды — и так далее.

Это был урок: вам всегда нужны люди, которые разделят ваше видение на уровне идеи. И, возможно, смогут рассказать о нем доступнее и лучше вас.

Вот мы и стали искать еще таких людей в своем окружении.

Критерий был простой — умение донести ценность продукта из будущего так, будто это всем уже доступная и понятная штука (ну, вроде телефона, который есть уже у всех — и дает ценность в виде сетевого эффекта).

И тут к нам забежал Гриша Ситнин — отличный в прошлом разработчик, а сейчас предприниматель, который сам может быть CTO своего проекта. У него есть как раз такой талант, разложить все по полочкам, вдохновить, но без ощущения, что он продает. И он вообще, что называется, за любой кипеш :)

Но подходит к кипешу с холодной головой: «Быть вашим евангелистом? Да пожалуйста! Но сначала», — сказал он нам. И первым делом стал гонять по своей методике «портрет клиента»: как многого мы, оказывается, не додумали. А ведь это и правда один из важных шагов, когда ты создаешь продукт — додумать за других.

И если вы спросите, в чем его мотивация, он, пожалуй, пришлет вам ссылку на заcтавку профиля в своем в фейсбуке:

ebba9d61-e053-4c7e-a617-55287ca797c3.jpg

Потому что все равно ничего, кроме возможности изредка использовать наши переговорки, мы предложить не могли.Этой историей с проработкой продуктов Гриша занимается с нами по сей день — но уже в роли трекера.

Второго евангелиста мы искали уже по объявлению

С тех пор все больше интересных людей вокруг — вроде Леши Поимцева (ProgressEngine) и Вали Домбровского (Excursiopedia, MoscowDjango) — помогают нам формировать сообщество, выступая в роли таких неформальных евангелистов. Сообщество — это наша базовая стратегия.

Но был и случай, когда мы вышли за рамки своего привычного окружения.

Все началось с анонимной статьи на ЦП. Прочитав вот этот кусок —

c7357e07-8a72-444f-aeee-e10e0b4f8d7b.jpg

Да, прочитав вот эти три абзаца, наш маркетинг-директор прибежал спрашивать, кто из нас это написал. А мы лишь пожимали плечами.

С открытия #tceh на тот момент прошло всего лишь 10 дней, и мы только учились внятно рассказывать о себе.

Да и, честно, у нас был пунктик: мы хотели, чтобы в ЦП сами что-то написали о нашей работе первыми (и это случилось в декабре).

А тут вдруг неизвестный человек рассказал о нашей миссии супер-доходчиво. Так, будто и правда (как сначала все думали) сидел рядом с остальными на обсуждениях с нашим первым евангелистом.

Так что мы решили этого человека найти (и выпытать, откуда он все про нас знает):

69a44818-7250-4099-bf1b-8fced9beb0c0.png

Честно, сам эксперимент казался весьма безумным. Каков шанс, что мы его найдем? Каков шанс, что он будет сотрудничать?

Это мог быть CEO проекта, маркетолог, рекламщик. Да даже просто городской сумасшедший — с необычайно трезвым мышлением в отношении стартап-сообщества :)

Да и вообще — вот вы бы откликнулись, если до того пожелали остаться неизвестным? Тем не менее спустя пару дней мы получили такой ответ:

a6db9521-b497-4e25-8586-03589fe5d28a.png

Оказалось, перед нами бывший старший копирайтер «Островка», решивший делать свой проект. Он с интересом стал участвовать в офисных часах — а ведь эта тема консультаций для любого проекта с любым экспертом рынка была новой для наших широт.

А затем он снова придумал что-то параллельно с нами: «Ребят, вот у вас масса всего: трекшны, курсы с практиками, разного формата встречи со специалистами и инвесторами. Вот если бы был ключ, который открывает все эти возможности...»

Теперь в свободное время он участвует в разработке нового продукта от #tceh.

А ведь у любого бизнеса это есть — цели, миссия, стратегия и т.д.

В какой-то момент мы решили узнать, а все ли мы делали правильно. И спросили у ребят, которые уже 10 лет держат в России отдел евангелизма — Microsoft.

«Наша работа — помогать строить успешный бизнес вместе с нами», — ответили они, точнее, их главный таким вопросам, Михаил Черномордиков.

Мы примерили на себя: а ведь похоже на правду — например, взять наш юнит «коворкинг». Мы зовем интересные проекты, чтобы они могли делать здесь из стартапа бизнес, даем инструменты. А их присутствие помогает нам существовать на постоянной основе: такой вот win-win. И, что примечательно, почти треть новых резидентов приходят через наших неофициальных евангелистов, часть из которых — наши же резиденты-старожилы.

А вот, например, в случае с трекшн-митингами, где трекер иногда сознательно «убивает» проект в его текущем виде, евангелиста на продукт мы не нашли :)

Ну а что же говорят ребята из Яндекса?

Заходите послушать — они не успели в наш пост, но готовят много интересного ко встрече 9-го числа.

Мы аккумулируем опыт сразу нескольких компаний — и переложим на возможности маленьких проектов.

UPD: вот и Яндекс подтянулся -

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Алексей Тришин
Все здОрово и круто. Но. Лично я — не знаю, кто такие евангелисты. В том смысле, в котором этот термин предполагается в статье. Может стоило хотя бы немного рассказать о его роли?
Ответить
Команда tceh
Алексей, мы как раз завтра собираем нескольких, эмм, "представителей вида", чтобы от них узнать о современном функционале евангелистов в компании — и написать отдельную статью об этом по итогам. В целом, довольно широко — но, что удобно, коротко — вопрос освещен в Википедии. В нашем случае, если резюмировать, это были (и остаются) люди, которые помогают с продвижением общей идеи проекта, формировании лояльного сообщества, участвуют в разработке (как командно, так и самостоятельно — а потом "заносят" идеи) новых продуктов на стратегическом уровне, ну и просто рассказывают о нас, потому что разделяют наши ценности.
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Данил Каримов
Technology evangelist, ИТ-пропагандист) — специалист, профессионально занимающийся пропагандой в сфере информационных технологий. Как правило, это человек, который аккумулирует вокруг себя некоторую массу людей с целью создания целевой аудитории для продвижения продукта на рынке и утверждения его как технологического стандарта, с возможностью возникновения сетевого эффекта. Профессиональных ИТ-евангелистов нанимают фирмы для продвижения собственной технологии или продукта, и последующей фиксации на рынке как стандарта или имени. Чаще всего ИТ-евангелисты продвигают что-то исходя из собственного интереса.
Ответить
Команда tceh
Да, это вот как раз из Википедии, по-моему.
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Хорошо написали.
Ответить
Команда tceh
Спасибо! Ну а после встречи с евангелистами больших компаний — поделимся их опытом еще.
Ответить
Команда tceh
Подвели итоги встречи про евангелизм: http://megamozg.ru/company/tceh/blog/16456/
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.