Интересные термины из морского словаря
Бак — носовая часть верхней (основной) палубы корабля (судна) от форштевня до фок-мачты или носовой надстройки (ходового мостика). Обычно на баке размещаются носовые якорные и швартовные устройства, волноотвод, предохраняющий верхнюю палубу от заливания водой, носовая артиллерийская или ракетная установка. На некоторых кораблях (судах) имеется баковая надстройка.
Интересный факт: На парусных кораблях эпохи великих географических открытий бак использовался не только как техническая часть судна, но и как своеобразная «форпостовая» зона. Именно отсюда морские дозорные вели наблюдение за горизонтом, высматривая земли, корабли или опасности. Также бак часто служил местом размещения рынды (корабельного колокола) — важного инструмента для оповещения экипажа о тревоге, смене вахты или наступлении тумана.
Вьюшка — барабан в виде катушки для наматывания тросов (тралов).
Интересный факт: Вьюшка использовалась не только в морском деле — аналогичные барабаны применялись и в горнодобывающей промышленности для подъёма грузов и людей по шахтам ещё с XVIII века. В морском флоте вьюшки стали особенно важны с развитием тралового лова: правильно намотанный трос на вьюшке значительно ускорял подъём сетей и снижал риск их запутывания, что критически важно при морских уловах.
Клинкет — задвижной клапан; служит для перепускания воды в трюме из одного отделения в другое.
Интересный факт: Клинкет — один из старейших типов судовых клапанов, и его конструкция почти не изменилась с времён парусных кораблей. Особенно активно он применялся на деревянных судах, где необходимо было вручную регулировать затопление отсеков для сохранения остойчивости судна. В современных условиях клинкеты продолжают использоваться в аварийных и балластных системах, благодаря своей надёжности и простоте конструкции.
Лоцман — лицо, которому предоставлено право провода судов по фарватеру в известных районах, при входе в порт, на рейде, и при выходе из них в океан или море, в каналах и реках.
Интересный факт: Профессия лоцмана считается одной из самых древних морских специальностей — упоминания о морских проводниках встречаются ещё в Древнем Египте и Финикии. В некоторых странах лоцманы обязаны сдавать экзамены каждый год, поскольку навигационная обстановка в акваториях может меняться: появляются новые отмели, суда, течения. Несмотря на наличие современных навигационных систем, ни один крупный порт не обходится без лоцманской службы — опыт и знание акватории всё ещё незаменимы.
Узел — внесистемная единица скорости судна в морской навигации, равная морской миле (1853 метра) в час, или 0,514 метра в секунду. Длину (условную) узла считают равной 48 футам (1 морская миля в час).
Интересный факт: Термин «узел» (knot) пошёл от старинного способа измерения скорости судна: использовали специальную линь с узлами через равные интервалы, которую выбрасывали за корму. Считали, сколько узлов прошло за установленное время (обычно 28 секунд с помощью песочных часов) — и получали скорость. Этот метод применяли вплоть до XIX века, а само слово «узел» прочно вошло в морской лексикон.
Ял — судовая рабочая и учебная гребно-парусная шлюпка с двумя, тремя или четырьмя парами весел и прямой кормой.
Интересный факт: Ялы широко использовались в военно-морских флотах как универсальные суда — их применяли для высадки десантов, транспортировки грузов и как учебные суда для подготовки будущих моряков. Благодаря своей устойчивости и управляемости, ял стал незаменимым тренажёром в морских училищах.
Больше слов и определений в приложении Technary.net