Как мы расширялись по городам: Екатеринбург, Калининград и Новосибирск
В конце 2013 года мы начали расширяться, и первым городом стал Екатеринбург, который получил домен Ekb-room.ru:
На тот момент у нас было:
- Набитые шишки после Уфы
- Деньги от рекламодателей
- Желание, интерес и мотивация
Почему Екатеринбург? Мы решили не мелочиться и сразу выйти на большой город. К тому же, так мы хотели себя проверить, стоим ли мы вообще чего-нибудь и Екатеринбург идеально подходил для этого – высокий уровень проникновения интернета приводит к росту цифровой грамотности. Соответственно, публика менее искушена и голыми руками ее не взять.
Согласно данным TNS, Уральский федеральный округ в 2014 году по уровню проникновению интернета шел сразу после Москвы, Санкт-Петербурга и СЗФО. Это был решающий фактор, но не единственный. Екатеринбург город развитый, современный и там достаточно много изданий, особенно сетевых. Третья «интернет-столица» России, центр Урала, где много клиентов онлайн-магазинов и офисов интернет-СМИ, к примеру, Ura.ru или Znak.com.
Проанализировав рынок, мы поняли, что в городе есть всевозможные локальные издания. Коммерсант, МК, Комсомольская Правда, Мегаполис и другие газеты с онлайн-версиями. JustMedia, Ura, Lenta66, ApiUral и другие интернет-издания. Есть аудитория, активно пользующаяся интернетом, есть СМИ, у которой неплохой трафик. Есть и ниша, и возможность – специализированного городского издания не было, да и многие медиа выглядели примерно так:
В Екатеринбурге мы нашли редактора, который нам помог своими советами и знаниями в сфере местного медиа. Вместе с ним мы и начали собирать информацию, писать статьи, собирать штат сотрудников. Запустились официально в начале 2014 года.
В комментариях к предыдущему посту было много вопросов о рекламодателях. Да, действительно, для выхода на новый регион требовались средства, но тут надо помнить, что медиа требует больше личных ресурсов – времени. Платформа у нас уже была, так что траты были лишь на таркетинг и небольшой маркетинг. К тому же, в медиа очень хорошо работает «сарафанное радио» и эффект шэринга – хорошие статьи быстро распространяются по социальным сетям и аудитория растет как на дрожжах.
Тем не менее, местная редакция должна была на что-то жить, поэтому мы продолжили сами писать для Уфы, а средства с рекламы направили на развитие Екатеринбурга. На The Ufa Room у нас есть специальная рубрика, где статьи выходят с соответствующей пометкой:
Помимо этого использовали стандартные рекламные баннеры, Яндекс.Директ. К тому моменту у нас уже была номинация на "Премию Рунета", 1 500 подписчиков в Инстаграмме, 8 000 подписчиков в ВКонтакте, 300 подписчиков в Facebook, 1 000 фолловеров в Твиттере. На нас активно ссылались другие сайты:
Раскрыть точную потраченную сумму на выход в Екатеринбург, к сожалению, не можем, но полученных от Уфы средств хватало. Тем более что в самом начале штат сотрудников редакции в Екатеринбурге был совсем небольшой и лишь потом он сильно вырос:
Ekb Room стал успешным. Сейчас у него от 150 000 до 500 000 посетителей в месяц. Статистика у сайта открытая, можно посмотреть в Liveinternet или через тот же Similarweb. Или через Pr-Cy. Основной трафик местный, так как новости локальные. Достаточно быстро сайт начал самоокупаться путем той же рекламы – баннеры, статьи, спецпроекты. Вот пример одного из спецпроектов, что мы сделали с Nike. На скрине указан Саратов, но охватывал он все издания сети:
После того, как опыт с Екатеринбургом оказался удачным, мы обратили внимание на Калининград. Все было аналогично – находим контакт в городе, берем парочку журналистов на работу, сами тоже пишем статьи, доходы от Уфы и Екатеринбурга посылаем на развитие нового региона.
Сейчас у Калиниграда посещаемость на отметке 100 000 – 300 000 посетителей в месяц. Статистика тоже открытая, SimilarWeb и Liveinternet в помощь. Калиниград мы выбрали руководствуясь теми же принципами, что и Екатеринбург – крупный современный город с большим количеством активной молодежи, где нет своего городского издания.
Новосибирск среди этих трех сайтов сейчас самым успешный – от 200 000 до 500 000 посетителей в месяц. Причина та же самая – в Сибири еще меньше сайтов, которые пишут про город и то, что происходит тут, а не где-то в Москве. На сайте хорошо пошли блоги. Вот, к примеру, свежая статья от 4 ноября, которую просмотрели более 130 000 раз. Анатолий Вассерман посетил город и Novosib Room оказался единственным, кто опубликовал большую статью с фотографиями и расшифровкой всей встречи. Как видите, тема далека от сисек:
Это первые проекты масштабирования. Всего же у нас их сейчас 10 и еще столько же – наших партнеров. Впрочем, про партнерскую программу будет отдельный пост.
Выход осуществлялся практически одинаково:
- Смотрим на уровень проникновения интернета в регионе
- Смотрим на имеющие в регионе интернет-СМИ
- Оцениваем свои возможности и разрабатываем план
- Ищем редактора в регионе
- Нанимаем 2-3 журналистов
- Готовим контент
- Запускаем небольшую кампанию
- ??????
- PROFIT!!!
Все редакции в регионах автономны и работают так, как считают нужным. Мы никогда не были сторонниками тотального контроля и вообще считаем, что хороший сотрудник не нуждается в контроле. В поддержке, менторстве, наставничестве – да, но не в контроле и указаниях. Возможно, в будущем это может выйти нам боком, но сейчас результаты устраивают. Тем не менее, есть общая концепция, и мы выбирали людей на позиции редактора исходя из того, сходятся ли наши взгляды или нет.
Может возникнуть вопрос: откуда приходят люди и рекламодатели? Люди приходят с шэринга. В регионах меньше конкуренции, информационный поток меньше забит, соответственно, все более-менее качественные и уникальные статьи на виду. Стоит одному лидеру мнений лайкнуть статью, как вслед за ним на сайт приходит несколько сотен человек. Если хотя бы половина из них лайкнет или расшарит, то это уже приведет к неплохой цепной реакции.
Плюс тут надо учесть, что мы требовали от региональных редакций материалов, которых нет нигде. Местные герои, местные события, местные мероприятия. Все издания находили новых героев, а не брали интервью у тех, кто и так всем известен.
К примеру, сейчас мы запустили серию материалов на модную тему импортозамещения. Но пишем не про сыры или молоко, а про дизайнеров-модельеров. Не Юдашкин или кто-то подобный, а простые локальные небольшие герои, которые создают свои бренды в глубинках. Такие материалы привлекают аудиторию, а вслед за ними приходят рекламодатели. Так к нам пришли и вышеупомянутый Nike, или вот, к примеру, McDonalds:
Возвращаясь к монетизации. Особенность медиа в том, что человек проводит тут не менее 2-3 минут. К тому же, у нас региональный трафик, который привлекателен как для местных компаний, так и для федеральных. После Уфы и Екатеринбурга у нас сформировалась своя рекламная сеть с постоянными клиентами и компаниями. Рекламодатели не выстраиваются в очередь, нет, но тем, кому интересен подобный трафик, сами говорят «Ребят, давайте замутим спецпроект или напишем статью».
Мы высылаем им скрины по тому региону, который им нужен, и вместе разрабатываем кампании. Вот, к примеру, реклама Юлмарт по нашей собственной сети (о ней будет отдельный пост). Если кликнуть по надписи "Эффективные рекламные решения", то откроется наш медиакит:
Вообще же, медиа всегда были неплохим бизнесом. В последнее время все обращают внимание на сервисы, но у СМИ есть особенное преимущество – спрос на продукт. У людей всегда будет потребность в информации. Кризис или нет – люди будут читать новости всегда. С проникновением гаджетов и интернета увеличивается и потенциальная аудитория каждого интернет-СМИ.
Другое дело, что параллельно увеличивается и цифровая грамотность аудитории - она становится все более искушена, понимает, что информацию можно получать не только из СМИ. И тут вопрос - как сделать так, чтобы люди удовлетворяли свою потребность у вас на сайте, а не у конкурентов, в ЖЖ или у себя в хронике Facebook?
Мы вот стараемся сделать так, чтобы наши Румы были главными изданиями города и, скажем, жители Новосибирска получали информацию у нас, а уж потом шли читать федеральные издания. Стараемся стать местом, где будет собрана вся информация о мероприятиях и событиях в городе. Чтобы люди знали, что если к ним в город приехали Вассерман или Люмен, проходит фестиваль или открылся новый книжный магазин, то репортажи и расшифровки встреч они могут найти не на Ленте, Ведомостях, The Village или в ВКонтакте, а у нас на сайте.
Пока что сложно сказать, получается или нет, но мы продолжаем работать в этом направлении, и работать с регионами, ибо про них, почему-то, часто забывают.
На этом у нас на сегодня все. В следующим материале мы расскажем, как выходили в Санкт-Петербург, Саратов и Владивосток, ибо там все было немного иначе.
Подписывайтесь на наш блог - публикаций будет много.
Всем спасибо!