Как эффективно развивать свой бизнес на ранней стадии
Автор статьи - Аджай Агарвал, управляющий директор Bain Capital Ventures
Перевод - Telegram-канал «Современный бизнес»
За 20 лет работы в стартапах и венчурном капитале я обнаружил, что все бизнесмены обычно сталкиваются с одними и теми же типичными трудностями, когда их молодая компания начинает расти.
Учитывая мой опыт, приведу несколько советов о том, как основатели могут заранее контролировать и минимизировать эти классические проблемы роста.
Сделайте упор на стабильность и повторяемость
Стартапы, находящиеся на ранней стадии, разрабатываются с ориентиром на инновации. Это может отражаться в линейной структуре организации, хаотичной культуре компании с желанием перепробовать все, что только можно, в надежде, что хоть что-нибудь приживется, а также в работниках, которые невероятно умны и любят работать над сложными задачами.
Когда же стартап начинает расти, основатель обязан найти способы уйти от рискованного инновационного подхода и взять ориентир на стабильность, повторяемость и масштабируемость.
Что это подразумевает? Во-первых, основатели должны распределять элементы проектирования и разработки продукта на этапы, которые помогают улучшить введение в работу, адаптацию и обучение персонала. Во-вторых, компании должны планировать и составлять учебные процессы таким образом, чтобы это позволяло всем новым сотрудникам быстро развиваться, не полагаясь на непосредственное наставничество основателя. В-третьих, на данном этапе важно внедрить стандартные метрики и отчеты для всей компании, чтобы сотрудники, не взаимодействующие напрямую с основателем, могли четко понимать, что они прогрессируют.
Начните формировать команду руководителей
Большинство учредителей слишком затягивают с наймом и формированием высшего руководства. По мере того, как ваша компания растет, и вы нанимаете все больше людей, появляется необходимость в талантливых управленцах. Одна из трудностей, с которыми приходится сталкиваться большинству начинающих бизнесменов, заключается в подходе к формированию этой команды.
Повысите ли вы своих первых сотрудников? Многие из них внесли весомый вклад в развитие вашего бизнеса, но они необязательно должны становиться управленцами. Тогда, может быть, вы привлечете менеджеров извне, с богатым опытом? Но они могут не влиться в атмосферу вашего стартапа и будут демотивировать работников, стоявших у истоков вашего бизнеса. Из-за этой внутренней борьбы многие учредители слишком долго принимают это сложное решение. Соответственно, это затрудняет рост вашей компании и создает новые проблемы.
Моя рекомендация всем основателям - определить людей из ваших самых первых сотрудников, у которых есть склонность и желание быть менеджерами. Вы должны найти способ наделить этих сотрудников большей ответственностью и обозначить неформальные роли. Примером может быть роль "ведущего инженера". Кроме того, вы неминуемо должны использовать внутренние и внешние человеческие ресурсы для формирования команды руководителей. Поэтому как можно скорее начните сотрудничать с людьми, чтобы определиться с конкретными лицами, которые могут стать вашими заместителями по продажам, производству и маркетингу.
Определите и поддерживайте корпоративную культуру
Фундаментом любого хорошего стартапа является культура, которая находит отражение в ценностях компании и людях, олицетворяющих ее. Одной из самых распространенных проблем роста любой компании является поддержание этой культуры в процессе развития. Я часто слышу, как основатели и первые сотрудники хотят вернуть "былые времена", когда стартап состоял из маленькой сплоченной команды, лично подобранной и нанятой основателем.
Ключом к росту любой компании является усовершенствование культуры и процесса найма по мере расширения. Важно расписать по пунктам процессы найма и оценки, подходит ли работник культуре компании, чтобы этими вопросами мог заниматься не только руководитель.
Вдобавок, важно, чтобы учредители тепло приветствовали новых сотрудников и устанавливали с ними нормальные, рабочие отношения таким образом, чтобы "старички" не чувствовали себя более влиятельными в компании. Наконец, ключевыми для всех основателей являются аспекты корпоративной культуры и механизмы коммуникации внутри компании. Также важно заблаговременно отказаться от тех вещей, которые являлись важными составляющими в первые дни, но ввиду роста компании постепенно потеряли смысл.
Все стартапы хотят расти и развиваться, но росту всегда сопутствуют трудности. Многих из этих трудностей можно избежать, благодаря планированию наперед и предусмотрительному менеджменту. Минимизируя негативные последствия на ранних стадиях, основатель может более смело дать газу и ускорить рост своей компании.