Правильно откажите подчиненному в повышении Сотрудник пришел за ответом? Не стоит сразу озвучивать резолюцию. Сначала коротко охарактеризуйте ситуацию в структурном подразделении. Расскажите о существующих проблемах, достигнутых результатах, основных целях и задачах.
Затем объективно оцените работу нескольких лучших специалистов и похвалите их. Попросите визави высказать свое мнение о самых опытных коллегах. Данный диалог значительно уменьшит амбиции претендента на карьерный рост — он перестанет преувеличивать свое значение в делах.
И только после такого вступления переходите к делу. Психологи рекомендуют высказать следующий тезис: «Я, как руководитель, обязан на первый план выносить интересы всего подразделения».
Потом максимально честно (это будет самым грамотным и вызывающим доверие вариантом) объясните: почему Вы приняли решение предложить место другому кандидату то, есть по каким критериям выбирали. Действенной станет аргументация с аналитическим подтверждением — показателями эффективности в отчетных документах. Речь идет, например, о систематическом перевыполнении плана, локальной координации работы коллег, привлечении новых клиентов, заключении выгодных договоров...
Именно такой подход позволит избежать двусмысленного толкования, принятого Вами решения. Более того, сотрудник убедится в непредвзятости действий своего шефа.
Можете слегка и укорить его: «Проявляешь недостаточно инициативы», — доказать обратное весьма трудно. Скорее всего, проситель начнет оправдываться, перебирая мысленно свои просчеты и недоработки.
Совет. Если специалиста Вы считаете перспективным, но ему пока не хватает определенных компетенций (англ.: empowerment, capacity building — знания и навыки), то предложите индивидуальный формат обучения. Постепенно корректируйте его функционал, расширяя круг ответственности и обязанностей. Заинтересуйте возможностью курировать как новый перспективный проект, так и работу молодых специалистов и, конечно, повысьте оклад и гонорары.
Избегайте ошибок при отказе подчиненному в повышении Не оставляйте сомнений. Если на освободившуюся вакансию претендует несколько соискателей, то до начала «забега» раздайте чек-листы с требующимся перечнем уровней компетенций. В них должны быть добавлены такие пункты, как опыт управления: людьми и проектами. Данный шаг позволит избежать непонимания и кривотолков среди претендентов и групп их поддержки.
Не обнадеживайте. Большим просчетом станут ободряющие фразы, например, вернуться к разговору через некоторое время или слова «я буду иметь тебя ввиду». Смягчая отказ — Вы ставите себя под удар. Причина: ситуация может измениться и выполнить посул не удастся. При таком развитии событий самовыдвиженец затаит обиду и даже пополнит ряды Ваших врагов.
Совет. Перечислите компетенции, которые необходимы кандидату для продвижения по службе. И, как само собой разумеющееся, добавьте: «Когда новые знания и навыки будут освоены, то мы вернемся к разговору и должность ты получишь».
Не критикуйте. Если существуют определенные недостатки в работе соискателя, то коротко и доброжелательно отметьте, что ему пока не хватает опыта, но это дело наживное.
Совет. Отклонение просьбы в карьерном росте является травмирующим фактором для любого из нас. Поэтому во время переговоров поставьте ударение на сильные стороны претендента и конкретные достижения.
Пресеките шантаж На посыл специалиста, что он «засиделся» в одном чине и давно пора подняться на следующую карьерную ступеньку существуют короткие ответы-отказы. А именно:
приведите в пример работника, который на своем посту трудится значительно дольше; спросите, почему он так долго молчал и не ходатайствовал о переводе; с сожалением констатируйте, что данный вопрос уже решен (даже если другого кандидата пока нет, то он в любом случае появится). Еще один довод-ультиматум может звучать примерно так: «Если не предвидится служебного продвижения, то я уволюсь»! Уступать такому требованию нельзя, иначе ситуация повториться, к тому же «передовой технологией» воспользуются и другие сотрудники. В данном случае вердикт лишь один: «Я не могу удовлетворить ходатайство человека, который готов уйти в конкурирующую компанию в любой момент».
В завершение разговора. Отказ подчиненному в повышении и для начальника, и сотрудника всегда не из легких. Однако если удастся провести переговоры грамотно, то неприятный «осадок» будет минимальным, причем для обоих.
Читайте также: «Как дать интервью. 10 советов от журналиста».