Эта фотография в свое время облетела многие обложки журналов по всему миру. Так выглядит восхождение на Эверест сейчас. Сегодня вы можете нанять носильщиков и шерпов, которые донесут часть экипировки за вас и сделают покорение высочайшей горы более комфортным. Многие действия многократно ими обкатаны, и если вы собираетесь покорить Эверест с друзьями или вовсе с незнакомыми людьми, вам точно придется много работать, но часть дел вы можете делегировать — это удобно, но можно ли тогда говорить о покорении? Подвесим этот вопрос в воздухе, и вернемся к обсуждению бизнес-задач.
На связи Виталий Чесноков, сооснователь TEAMLY. Мы создаем платформу для совместной работы и управления знаниями для команд в компаниях любого масштаба.
А еще развиваем культуру передачи ценных знаний и общаемся с экспертами, которые делятся своими опытом. Чтобы узнать об экстремальном опыте Андрея Волкова и полученных знаниях, вам не нужно восходить на Эверест. Просто прочитайте эту статью.
Андрей Волков — один из создателей Школы управления СКОЛКОВО. Сегодня туда приходят учиться молодые предприниматели и матерые воротилы крупного бизнеса, чтобы получить знания и опыт международного уровня.
Андрей Волков профессионально занимается альпинизмом 44 года и получил титул мастера спорта международного уровня. Он покорил Эверест в прямом и переносном смысле: раньше выступал за сборную СССР по спортивному альпинизму. И именно свое увлечение экстремальным спортом он считает важнейшим источником знаний, которые впоследствии помогли ему создать вместе с командой один из крупнейших университетов в стране. Как это связано? Расскажет Андрей Волков.
Последние 30 лет я занимаюсь образованием. Дважды участвовал в создании высших учебных заведений с нуля. Половину от этого срока занимает работа над проектом Школы управления СКОЛКОВО. Которая, к слову, в самом начале была настоящим стартапом. Альпинизмом увлекаюсь и сейчас, ездим со студентами в Гималаи, где обсуждаем, в том числе, и темы, касающиеся работы со знаниями.
Команда — это очень редкое явление Вот такой парадокс. Мы слышим отовсюду это слово, оно стало каким-то легковесным, но команда — это нечто большее, чем группа людей.
Команда — это не группа, коллектив, стая, банда, семья. Команда — инструмент получения подлинных знаний. А знания — это не сведения, а метод. Он рождается в практике и бесконечной рефлексии.
Хоть Эверест у всех на слуху, на самом деле это не самая сложная вершина мира, в сравнении, например, с К2. Эта вершина куда сложнее и на нее взошло на порядок меньше людей.
В 1992 году подготовка к нашему первому восхождению на Эверест заняла 3 месяца, работали над ней 18 участников команды и 10 восходителей. Тогда мы шли на гору без помощи носильщиков. Всю работу мы выполняли сами. Нам потребовался коллектив, который выполняет довольно сложную работу по ролям: от замысла до реализации.
Знания на кончиках пальцев Посмотрев на свой альпинистский опыт и опыт в создании Школы управления СКОЛКОВО, я выявил неочевидное знание — по сути, схему создания настоящей команды.
Самое главное — нужна «красивая» идея, под которую надо собирать людей. Для рутинной, обычной деятельности никакая команда не нужна. Нужен просто коллектив исполнителей, где каждый будет делать свою работу. А команда нужна, когда вы не знаете точно, что будете делать, когда не можете расписать роли. У вас есть только образ, модель или видение задачи, которую вы собираетесь решать. Вот для этого нужна особая конфигурация идей. Сбор команды — очень тяжелое дело, поскольку много сил уходит на разговоры. В коммуникации надо все время проверять, а правильно ли вас поняли. Обычно традиционный подход этого не выдерживает. Мы говорим, хватит болтать — пора дела делать! Именно затраты на это проговаривание считаются критичным моментом, чтобы команда состоялась. Все время надо критически на себя смотреть и возвращаться в исходную точку. Иными словами, выполнять акт организационной рефлексии. Все время нужно анализировать сделанное, не чтобы поздравить друг друга, а чтобы ответить на вопросы: что мы замышляли? Как работали? Что должны изменить в способе своей деятельности? Необходим и человеческий компонент для команды — воля и упрямство. А еще примерно схожие ценности и мировоззрение. Если выполняются все 4 условия — есть шанс собрать команду.
Это знание извлечено для меня очень трудным путем. Пока оно позволяет мне работать и строить другие проекты.
Я уверен, знания всегда существуют в реальной практике, а не только в книжках или при передаче информации. И оно обязательно связано с той деятельностью или практикой, которую вы запускаете.
Знание — не сведение, а метод Параллельно с альпинизмом я занимаюсь еще бейсджампингом, сумасшедшим с бытовой точки зрения занятием. Этот спорт требует непрерывного, витального (связанного с жизнью), критического анализа способа своего действия.
Мы все обычно сосредоточены на предмете своей деятельности и крайне редко думаем о том, как мы работаем. Мы не уделяем этому достаточно внимания: каким способом, технологией или формой мы осуществляем эту работу. И почему у нас, черт возьми, не получается? Мы вновь и вновь пытаемся все повторить, ссылаемся на обстоятельства, на недостаток ресурсов, плохое поведение людей. Но иногда полезно обратить внимание на способ своего действия: как я работаю. Мне кажется, что это знание о способе, которым мы действуем, мощный инструмент для запуска новых проектов.
Подведем итоги Команда — одна из главных составляющих успешного дела. Не коллектив, не бригада и не семья, именно команда. Знания — это не рандомные факты, а то, что у нас на кончиках пальцев. Ты знаешь только то, что сам сделал. И не всегда они попадают к нам в сформулированном виде. Иногда ценные знания являются результатом долгой рефлексии над опытом. Познание — бесконечный процесс. Всегда есть, куда совершенствоваться, а в бизнесе — тем более.