Главное Авторские колонки Вакансии Образование
360 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Экосистемы в ретейле

Идея бизнес-экосистемы появилась в начале 1990-х годов. Поначалу она существовала в литературе больше в качестве теоретической метафоры, чем в качестве руководства к действию.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Но со временем, после быстрого подъёма, цифровые платформы вроде Amazon, Alibaba, Uber предложили новый взгляд на модели совместного создания рыночной системы независимыми друг от друга игроками. Сегодня всё больше предпринимателей и компаний по всему миру понимают, что для сохранения конкурентоспособности необходимо «пересобрать» свой бизнес, выйдя за рамки его традиционного определения. И вариант, который позволяет это осуществить, — и есть бизнес-экосистема, как правило, цифровая. Об экосистемах в ретейле рассказывают эксперты аутсорсинговой компании «Ваш кадровый ресурс».

Под бизнес-экосистемой понимают стратегию, при которой бизнес-единицы, независимые в операционной деятельности и действующие на свой риск, создают совместную ценность для потребителя на основе общих правил, инструментов и знаний.

Об экосистемах можно говорить как об отдельной бизнес-стратегии. Причем под определенным углом зрения деятельность многих компаний так или иначе соответствует экосистемной метафоре. Однако здесь важен именно осознанный выбор пути совместного создания рыночной ценности с другими участниками рынка.

Требование к существенной независимости участников экосистемы, однако, не исключает «закрытых» экосистем, где лидер обладает определенной степенью финансового участия в субъектах без повседневного операционного контроля.

Экосистемы можно разделить на две большие категории:

1. Экосистемы трансакций основываются на цифровых платформах, при этом лидер лишь создаёт инструмент, организующий экосистему, но никакой значимой деятельности не осуществляет. Экосистема состоит из огромного количества потенциальных поставщиков, которые предлагают продукты или услуги схожего типа, покупателей, преимущественно однородных в своём спросе. Яркий пример такой экосистемы — маркетплейсы.

2. Экосистемы решений представляют собой соединение компании-лидера, реализующей товары или услуги, с независимыми поставщиками и «смежниками» в целях усиления торгового предложения для клиентов. Данная модель намного компактнее по числу участников, но отличается сложностью в плане создаваемой ей ценностью для потребителя. Простой пример экосистемы решений — это автосалон, в котором можно приобрести автомобиль и аксессуары, тут же оформить кредит на покупку и купить страховку.

Традиционным игрокам рынка, идущим в экосистемный подход, специалисты рекомендуют начать с экосистемы решений, использующей уже сложившуюся в процессе деятельности компании базу активов и устойчивых партнерств и на первых порах удерживать фокус внимания менеджмента не технологии, а создание сложного, многомерного клиентского предложения, открывающего для компании новые точки роста.

При этом стоит отдельно отметить, что участие в чужой экосистеме отнюдь не является «второсортной» стратегией деятельности компании с точки зрения бизнес-показателей. История знает примеры, когда компании впустую тратили огромные финансовые средства и упускали время в неудачных попытках запуска масштабных экосистем. В то время как другие — успешно присоединялись к уже существующим.

Когда заходит речь об экосистемах, обычно вспоминают «Сбер», «Яндекс», «В Контакте» и другие, те, что на слуху. Однако их намного больше. В частности, в сфере ретейла и среди классифайдов можно отметить экосистемы X5 Retail Group, Ozon, Wildberries, «Авито».

В научных кругах выделяют десять индикаторов формирования экосистем российскими ретейлерами. Из них шесть являются универсальными, а именно:

- создание партнёрств с другими компаниями;

- наличие дополняющих сервисов;

- развитие новых форматов;

- разработка единого профиля клиента;

- построение омниканальности;

- соответствующие заявления в СМИ со стороны руководства компании.

А четыре — специфическими, применяемыми лишь некоторыми организациями:

- проведение ребрендинга;

- предоставление финансовых услуг;

- создание супераппа (многофункциональное мобильное приложение, которое дает доступ к продуктам и сервисам цифровой экосистемы);

- наличие мультисервисной подписки, которая позволяет закрыть ряд потребностей клиентов и при этом ощутимо сэкономить за счет бонусов, скидок, повышенного кэшбека и других привилегий.

Одним из самых ярких трендов прошлого года стало наращивание финансовой вертикали в экосистемах ретейлеров за счет покупки небольших банков. Так, свои банки появились у Ozon («ОНЕЙ БАНК», переименованный в «ОЗОН Банк») и Wildberries (банк «Стандарт-кредит», переименованный «Вайлдберриз Банк»), а X5 Retail Group создал партнерский сервис с Альфа-Банком, внедрив его в экосистему как «Х5 банк».

Помимо этого, у Ozon есть собственная банковская карта Ozon Card и электронный кошелек Ozon Счет с привлекательными условиями кэшбэка и возврата денег. Такой подход поощряет клиентов компании держать деньги внутри сервиса, а не пользоваться сторонними платежными системами.

Пока ни Ozon, ни Wildberries не заявляют о планах полноценно конкурировать с классическими банками. Но собственный банк и платежные сервисы в экосистеме позволят экономить средства на транзакционных комиссиях и предлагать клиентам новые продукты, в том числе кредитные, в конечном итоге увеличивая за счет этого совокупную стоимость товара, проданного на торговой площадке.

С точки зрения российских бизнес-практиков, экосистемный подход только формируется, как способ стратегического управления крупными компаниями из традиционных отраслей. Однако концепция все сильнее проникает в повседневный бизнес-словарь, этому способствуют активные действия и корпоративная коммуникация ряда российских компаний.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.